Опубликовано: Март 21, 2013

Последнее достижение рентгеноскопии в исследованиях таинственных работ Рембрандта

Современный мир с его стремительным развитием не проходит стороной и сферы искусства, что весьма ценно для ряда эксклюзивных случаев. Благодаря современным достижениям в области рентгеновских исследований появилась уникальная возможность провести тщательный анализ практически 4-хвекового творения Рембрандта – картины «Старый человек в военном костюме», датированной 1630-31 годом. Практически неразличимый вооруженным глазом второй портрет, изображенный под известным шедевром, был обнаружен, благодаря вышеупомянутым технологиям.

Естественно, подобные случаи всегда будоражат культурное общество, и теперь главной загадкой мира искусства является, кто же представлен на втором слое картины. Для разгадки этой тайны была создана специальная международная комиссия ученых. Для исследований было применено специализированное рентгеновское оборудование немецкого производства г. Гамбург – излучатель DORIS и прибор национальной лаборатории рентгеновских излучений в Соединённых штатах NSLS, в основе которого заложено исследование синхротронным излучением. При исследованиях также широко использовались мобильные сканеры рентгеновского излучения. Журналом Британского химического общества при Королеве были приведены результаты этих исследований.

Бельгийский ученый Маттиас Алфред отметил в своем интервью, что осуществленные испытания помогли максимально детализировано рассмотреть картину, также заявив, что примененные в исследованиях методы на сегодняшний день самые высокотехнологичные в области подобного анализа живописи.

В процессе работы был также использован так называемый MA-XFR анализ, представляющий собой макро - рентгеновский анализ на основе флуоресценции. Подобный вид анализа относится к новейшей методике исследования двухслойных картин. Суть метода основана на том, что благодаря воздействию излучения высокой интенсивности достигается различное свечение пигментов картины, этим фактором обуславливается возможность распознавания каждого слоя по химическим составляющим красок. Рассмотреть второй слой картины при этом можно без повреждения первого.

Карен Аппель, немецкий ученый гамбургского института DEZY, отметила, что картина Рембрандта уже подвергалась многочисленным исследованиям на основе нейтронного, инфракрасного и стандартного излучения рентгеном, сложность исследования заключается в том, что великий художник при создании своего шедевра использовал одинаковую по составу краску для обоих слоев картины. Карен также отметила, что на примере полотен Ван Гога, данный метод привел к очень успешным результатам именно благодаря тому, что художник применил различные краски, облегчив раскрытие загадки его картин.

В результате командой специалистов было принято решение применить в исследовании полотна Рембрандта всевозможные приборы на основе флуоресцентного рентгеновского излучения. Это и упомянутые выше NSLS и DORIS, и мобильные сканеры. Андреа Сатрориусом был создан макет для проведения эксперимента, во избежание нецелесообразной и трудозатратой транспортировки оригинала картины из Лос-Анджельского музея имени Пола Гетти. Это явило собой первый прецедент создания точной копии двухслойной картины «Старый человек в военном костюме» с соблюдением аналогичного химического состава краски именно для проведения исследовательских работ.

Целью создания макета явилась, в первую очередь, идентификация наиболее результативного способа сканирования. Йорис Дик, ученый, профессор университета г. Делфт, отметил в той же статье, что подобный метод с созданием макетов для исследований позволяет проводить испытания всевозможных аналитических методов и осуществлять их отбор, что являет собой полезное достижение и для исследователей, и для музеев искусства.

Вызывая свечение ртути, свинца, железа и кальция при воздействии макрорентгеновским анализом, удалось выявить, что данный метод является наиболее эффективным для получения качественного отображения второго скрытого слоя картины, в отличие от применяемых ранее известных методов. В качестве распознавания именно лицевой части портрета отлично подходят такие химические элементы, как ртутная киноварь (распространенный ртутный минерал) и свинец, подсвечивание с их помощью белых пигментов дает наиболее четкое изображение. Применение мощных излучателей синхротронного потока (DORIS, NSLS) позволило добиться самых высоких показателей четкости изображений. Нельзя недооценивать и технологию мобильных сканирующих устройств. В силу применения всех вышеуказанных технологий, наконец- то, появилась возможность отказаться от организации сложного процесса перевозки таких дорогостоящих экспонатов, составляющих мировое культурное наследие. По словам профессора Антверпенского высшего учебного заведения, Коэна Дженссенса, все скрытое в отношении творения Рембрандта будет выявлено, а точнее «разоблачено».

Успехи проведенного мероприятия также отметила и сама заведующая исследовательской лабораторией при Институте Гетти г. Лос-Анджелес, Карен Трентелмен, подчеркнув в своем докладе, что испытания, которым была подвергнута копия картины, являют собой неоценимый вклад в продвижении изучения и выработке необходимого метода для анализа оригинала.

Необходимо отметить, что Гамбургский исследовательский институт DEZY, являясь основным фигурантом расследования скрытой картины художника, являет собой научный плацдарм мирового значения. Совместно с Zeuthen, расположенным рядом с немецкой столицей центром, институт задействован во всех процессах по созданию, конструированию и применению оборудования по ускорению частиц с целью анализа структурных составляющих веществ. Эксперименты по изучению таких разделов физики, как наука о фотонах и элементарных частицах, проводимые DESY, еще раз подчеркивают уникальность этого исследовательского центра и его неоценимый вклад в развитие науки и искусства.




От: Наталья Дваркова,  2221 просмотров






- Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Нависла опасность разрушения картин на Берлинской стенеРисунок Рафаэля должен остаться в Великобритании »