Опубликовано: Июль 29, 2011

Никодим Павлович Кондаков

Хотя византийская культура представлялась ученым по-прежнему лишенной развития, в конце XIX века ее самобытность не вызывала сомнений. Византийское искусство привлекало теперь своим тяготением к вечности, внутренней успокоенностью, стройной системой символики, то есть тем, за что его отвергло Возрождение.

В России представление о Византийской империи, Византийской культуре, византийском искусстве в силу особенностей самой русской истории имело иной характер, нежели на Западе. Византия была для русских исторической реальностью, тесно связанной с русской церковью и русской государственностью. На Руси Константинополь издревле почитался «вторым Римом». Различие между византийским искусством и искусством античного Рима в России никогда сомнению не подлежало.  ( История Рима )

Объявив «самодержавие, православие, народность» основами российской государственности и обратившись за поддержкой этого лозунга к церковной традиции, режим Николая I вполне последовательно ставил некий «византийско-русский стиль» образцом исконного и самобытного в искусстве. Этот стиль насаждался Петербургом, вытесняя традиционный классицизм. Различие между византийским и древнерусским еще не осознавалось, и обмеры архитектурных памятников, проведенные главным образом в Южной Руси и издававшиеся с 30-х годов XIX века, не столько расширяли представление о византийском искусстве, сколь запутывали его картину.

Уяснить отличие художественных тенденций Византии от тенденций, порожденных развитием Древней Руси, и тем самым противопоставить научную позицию официально-бюрократической стало задачей науки и перенесло центр тяжести интересов русских ученых в область материальной культуры Византии.

 «Среди русских историков Никодим Павлович Кондаков занимает одно из наиболее почетных мест. Н. П. Кондакову посчастливилось обогатить систему гуманитарных наук совершенно новым отделом. При этом Кондаков не опирался ни на какую традицию. Понятие византийского искусства как своеобразного художественного мира было выражено им вполне самостоятельно. Кондаков не только воссоздал историю византийского искусства путем привлечения совершенно нового материала, но сделал нечто большее: он выработал также оригинальный метод для данной научной дисциплины»,- писал В. Н. Лазарев.

Действительно, никто из ученых конца XIX - начала XX века не мог соперничать с Н. П. Кондаковым в знании византийского прикладного искусства, икон, быта, костюма, которое ученый применил к исследованию византийской живописи.

В центре внимания Кондакова стояла иконография, то есть традиционное построение одних и тех же сцен в иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюре. Кондаков исходил из того, что византийская живопись как религиозное искусство служила конкретным целям церковной политики и что в зависимости от этих целей один и тот же персонаж в пределах неизменной композиционной схемы трактуется то исступленным аскетом, то благочестивым проповедником, то благожелательным мудрецом. Каждое изменение, по мысли Кондакова, было обусловлено не художественным произволом, а конкретными историческими условиями.

Если для Карла Крумбахера, предложившего классификацию византийских литературных памятников, развитие происходило внутри литературного жанра, но сами жанры в рамках литературного процесса оставались неподвижными, то Кондакову, выделившему в иконописи и миниатюре ряды близких по смыслу памятников, именно выявленное им развитие иконографических схем давало опору для построения исторической картины византийской живописи в целом.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Незыблемые законы прекрасногоСвоеобразие византийской культуры »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Турок и турчанка. Из цикла 'Воображаемое путешествие в Турцию'
Автопортрет с семью пальцами
Выставка Марка Шагала «Библейские сюжеты»

Планета Меркурий в астрологии



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне