Опубликовано: Июль 29, 2011

Важнейшие ритуалы

Важнейшей частью богослужения считалась литургия, посвященная рождению и смерти Христа. Священник с вином и хлебом в драгоценных сосудах входил в алтарное полукружие и возлагал сосуды на алтарь. Под пение хора за ним затягивался занавес, перегораживавший неф, с тем, чтобы ритуальные действия не происходили на глазах мирян. Затем занавес раздвигался, священник выходил к молящимся, но теперь вино и хлеб считались превратившимися в «истинную» кровь и «истинную» плоть Христа. Вкушая частицы просфоры и отхлебнув вина, человек верил, что становится причастным божеству.

Архитектура, мозаичная живопись, хоровая музыка, сияние бесчисленных свечей, ослепительный блеск драгоценной утвари, курящиеся благовония вызывали у молящихся ощущение, что «дух, возносясь к богу, витает в облаках, убеждаясь, что бог находится поблизости, с усладой пребывая здесь среди тех, кто сам избрал его».

Службу в храме святой Софии отправляли глава византийской церкви - патриарх, носивший титул Вселенского, и главы церковных округов - епископы, находившиеся в этот день в городе. Духовенство ослепляло великолепием священного облачения; хор поражал своей слаженностью, а свет, лившийся из окон, рефлектируя от мозаичного пола, объединял все.

Из ритуалов, совершавшихся в храме, важнейший - коронация. Коронуемый входил в храм святой Софии в обычном платье, встречаемый многочисленным клиром в златотканых, украшенных самоцветами облачениях. Стоя перед иконами, он со смиренным видом должен был прослушать молебен, после чего, как бы поднимаясь на ступень, получал право облачиться в пурпурные одежды.

По представлениям византийцев, императором человек становился не по праву рождения, а в результате обряда вручения знаков императорской власти. Считалось, что этот обряд смывает с коронуемого любое бесчестье, любое преступление, превращает его в живую икону. Византийцы с равным благоговением молились на коронации прославленного своими достоинствами военачальника и на коронации узурпатора и убийцы и с восторгом кричали: «Достоин!», когда на его голову патриарх возлагал золотой венец. В этот момент, коронуемый в глазах византийцев обретал некую космическую сущность, и теперь его полагалось уподоблять солнцу.

Патриарх помогал новому императору подняться с колен и подводил к двухместному трону, а сановники в белых одеждах на коленях подползали к властелину.

Носить императорский сан означало превратиться в живой «образ» Иисуса Христа и исполнять роль его наместника. Считалось, что бог, незримо восседающий на двухместном византийском троне, «сажал» своего земного наместника «по правую руку от себя», и сановники, как величайшую святыню, лобызали стопы императорских ног, обутых в пурпурные сапожки.

И все же, в отличие от своих римских предшественников и эллинистических царей, византийский император не считался богом, одновременно с символом земной власти - золотым шаром - ему вручался символ тленности - мешочек пыли.

Каждый христианский храм возводился в качестве модели небесного царства. Святая София считалась главным среди них не только благодаря невероятным размерам, не только из-за своего положения «в центре мира» и не в силу пышности отделки. Обряд коронации, превращавший смертного в «высшее» существо, был таким же чудом пресуществления, как и литургия. Место, где происходит такое чудо, место, где на глазах у народа рождается это солнцеподобное существо, могло быть если не самим божественным небом, то только его «истинным подобием».



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Главный неф СофииВлияние византийской культуры на Русь. »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Купание красного коня
    Две мужские фигуры
    *

    Кольт: Великий уравнитель



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне