Опубликовано: Июль 29, 2011

Важнейшие ритуалы

Важнейшей частью богослужения считалась литургия, посвященная рождению и смерти Христа. Священник с вином и хлебом в драгоценных сосудах входил в алтарное полукружие и возлагал сосуды на алтарь. Под пение хора за ним затягивался занавес, перегораживавший неф, с тем, чтобы ритуальные действия не происходили на глазах мирян. Затем занавес раздвигался, священник выходил к молящимся, но теперь вино и хлеб считались превратившимися в «истинную» кровь и «истинную» плоть Христа. Вкушая частицы просфоры и отхлебнув вина, человек верил, что становится причастным божеству.

Архитектура, мозаичная живопись, хоровая музыка, сияние бесчисленных свечей, ослепительный блеск драгоценной утвари, курящиеся благовония вызывали у молящихся ощущение, что «дух, возносясь к богу, витает в облаках, убеждаясь, что бог находится поблизости, с усладой пребывая здесь среди тех, кто сам избрал его».

Службу в храме святой Софии отправляли глава византийской церкви - патриарх, носивший титул Вселенского, и главы церковных округов - епископы, находившиеся в этот день в городе. Духовенство ослепляло великолепием священного облачения; хор поражал своей слаженностью, а свет, лившийся из окон, рефлектируя от мозаичного пола, объединял все.

Из ритуалов, совершавшихся в храме, важнейший - коронация. Коронуемый входил в храм святой Софии в обычном платье, встречаемый многочисленным клиром в златотканых, украшенных самоцветами облачениях. Стоя перед иконами, он со смиренным видом должен был прослушать молебен, после чего, как бы поднимаясь на ступень, получал право облачиться в пурпурные одежды.

По представлениям византийцев, императором человек становился не по праву рождения, а в результате обряда вручения знаков императорской власти. Считалось, что этот обряд смывает с коронуемого любое бесчестье, любое преступление, превращает его в живую икону. Византийцы с равным благоговением молились на коронации прославленного своими достоинствами военачальника и на коронации узурпатора и убийцы и с восторгом кричали: «Достоин!», когда на его голову патриарх возлагал золотой венец. В этот момент, коронуемый в глазах византийцев обретал некую космическую сущность, и теперь его полагалось уподоблять солнцу.

Патриарх помогал новому императору подняться с колен и подводил к двухместному трону, а сановники в белых одеждах на коленях подползали к властелину.

Носить императорский сан означало превратиться в живой «образ» Иисуса Христа и исполнять роль его наместника. Считалось, что бог, незримо восседающий на двухместном византийском троне, «сажал» своего земного наместника «по правую руку от себя», и сановники, как величайшую святыню, лобызали стопы императорских ног, обутых в пурпурные сапожки.

И все же, в отличие от своих римских предшественников и эллинистических царей, византийский император не считался богом, одновременно с символом земной власти - золотым шаром - ему вручался символ тленности - мешочек пыли.

Каждый христианский храм возводился в качестве модели небесного царства. Святая София считалась главным среди них не только благодаря невероятным размерам, не только из-за своего положения «в центре мира» и не в силу пышности отделки. Обряд коронации, превращавший смертного в «высшее» существо, был таким же чудом пресуществления, как и литургия. Место, где происходит такое чудо, место, где на глазах у народа рождается это солнцеподобное существо, могло быть если не самим божественным небом, то только его «истинным подобием».



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Главный неф СофииВлияние византийской культуры на Русь. »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    картина Пир королей :: Pavel Filonov
    Рсвежеванный бык
    Дом для знаков Зодиака

    Линия жизни Валентина Серова



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне