Опубликовано: Июль 29, 2011

Храм Святой Софии

Центр Константинополя не совпадал с планиметрическим понятием середины города, как это было в Афинах или Риме. Центром Константинополя считались дворец главы государства, носившего титул василевса, и храм святой Софии. Это место, по представлениям византийцев, было «пупом» всего мира. Тут был установлен позолоченный столб, подобный тому, который стоял на Римском форуме, и это была точка отсчета дорог европейской части Византии. Отсюда же открывался вид на горы азиатского материка, лежавшие за Мраморным морем.

Издалека, с подплывающих к Константинополю кораблей, святая София казалась бесформенной. Огромные выступы контрфорсов напоминали гигантские утесы, а церковь казалась естественной частью холма, ибо, в отличие от творений римского и греческого зодчества, она не имела никаких ордерных членений.

По-иному выглядела святая София внутри. Окруженный невысокой аркадой двор с колодцем посредине служил переходом от хаоса городской застройки к размеренному порядку церковного интерьера, где никак не ощущалась грандиозная, подавляющая масса здания. Во двор выходило преддверие храма - поперечная сводчатая галерея (нарфик) с девятью бронзовыми дверьми.

Одна из дверей - центральная - была грандиозного размера, и каждый понимал, что она предназначена для самого бога. В торжественные дни через эту дверь в храм проходил император. Залитое светом помещение, открывавшееся за порогом нарфика, было столь велико и столь великолепно, что, по словам византийского писателя, каждый, «кто вошел в этот храм, чувствует, что храм не есть дело людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества, а душа, обращаясь к небу, знает, что бог здесь, близко и что это дом его, который он избрал для себя».

«Небом», к которому обращалась душа византийца, был колоссальный купол, поднятый на непостижимую высоту.

В отличие от античных греков, считавших видимый облик вещей отвечавшим их внутренней сущности, византийцы полагали, что в каждом предмете заключен некий сокровенный смысл. Купол представлялся не только перекрытием, но и небесным обиталищем бога. Поэтому церковные купола выкладывались в виде перевернутой плоской чаши, чтобы поверхность мистического «неба» могла быть воспринята зрителем при входе в церковь вся целиком. Дабы обозреть византийский купол, не нужно было стремиться к центру пространства, как это было в римских сооружениях, перекрытых куполами в виде полусферы.

Четыре колоссальных столба - устои, на которых держалась вся подкупольная конструкция святой Софии,- представлялись византийцам не только опорами, сложенными человеком, но и мистическими корнями, соединяющими небо и землю. Устои связаны подпружными арками, парящими в высоте подобно радугам. Солнечный свет, вливающийся через сорок окон барабана, «отрезает» купол от арок, так что кажется, будто он парит в воздухе и медленно возносится ввысь.

Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета приставили к подпружным аркам центрального купола два полукупола такой же мягкой уравновешенной формы. Полукупола подчинены поднятому над ними главному куполу, а их окна образуют как бы нисходящую световую ступень по отношению к сорокаоконному световому венку. В свою очередь каждый из полукуполов господстствует над тремя малыми полукуполами - конхами, завершающими Софию с востока и запада. Конхи также имеют ряды окон, составляющих как бы третью ступень света.

На золотом фоне средней конхи - женская фигура на троне. Лик Марии в образе царицы небесной освещают глаза, огромные и печальные. Это глаза матери, знающей о муках, на которые обречен ее сын. Скорбь Марии столь велика, а серьезность младенца столь значительна, что зритель не только сострадает, но и ощущает их трагедию как трагедию мировую, переживаемую всем человечеством.

В отличие от античного художника, целью византийского мозаичиста было создание некоего «знака», в котором бы угадывалась и затем домысливалась зрителем полнота содержания. Для этого нужно было наделить цвет определенным смыслом. Золотой в Византии означал божественность, пурпурный - царственность (голова богоматери как на иконах, так и на мозаиках покрыта пурпурным платком), а синий цвет одежды богородицы считался цветом знатности.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Византийская каллиграфияГлавный неф Софии »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Крыши
Супрематизм
Победа в битве на Синих Водах

Крепость Орешек: яблоко раздора



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне