Опубликовано: Июль 29, 2011

Христианские храмы

Не только монах, но и мирянин, какое бы место в обществе он ни занимал, значительную часть своего времени проводил в молитвах под церковными сводами. Эту часть своей жизни он считал наиболее важной и наполненной, ибо храм представлялся ему подобием небесного царства, его «моделью», а мозаичные изображения бога и святых или писанные на досках иконы он наделял способностью видеть, чувствовать, сострадать.

Каждому из изображений отводилось в храме то самое место, которое, по представлениям ромеев, тот или иной святой занимает в божественной иерархии.

Христианские храмы произошли не от языческих храмов, а от римской базилики. Однако они не были «крытой улицей», рассчитанной на движение людей в горизонтальной плоскости, а росли вверх, словно предназначенные для мысленного восхождения восторженной души к сияющим небесам.

Здание храма венчалось куполом. Купол покоился на четырех столбах, соединенных арками, так что в плане получался квадрат. В VII-VIII веках к подкупольному квадрату со всех сторон пристраивали по квадратной ячейке, так что получался символ христианской веры - крест. С IX века плану церкви стали придавать крестообразную форму с помощью четырех цилиндрических сводов, как бы врезавшихся в подкупольное пространство, что создавало эффект нарастания архитектуры от периферии к центру и снизу вверх, это подчеркивалось еще живописным декором.

Сразу же за порогом храма узоры мраморного пола уводили взгляд вошедшего в глубину, к полукруглой восточной стене, где обычно фигура богоматери в пурпурном покрывале и темно-синих одеждах воплощала столь важную для христианства идею жертвенного материнства.

Богородица изображалась с широко раскрытыми глазами - так, словно она постигает непостижимое для простого человеческого разума величие жертвы, которой послужит ее дитя. Ритмично, скорее как орнамент, нежели как складки, падает пурпурное мозаичное покрывало на голову и плечи девы Марии. Пурпур играет в свету золотом, и золото отблесков сливается с золотом фона, создавая сложную игру цветов и фактур. Это лишает фигуру - материальности, а зрителя - представления о том, изображена ли Мария на стене или парит в воздухе в золотых лучах.

Богоматерь обычно держит на руках младенца или изображена с руками, поднятыми, словно в мольбе, к центральному куполу, откуда, завораживая и пронизывая взглядом темных глаз, смотрит темнобородый Христос. Мозаичный Христос Вседержитель в образе грозного, исполненного ярости и не знающего снисхождения судии прижимает к груди книгу, которую раскроет в день последнего (Страшного) суда, чтобы воздать каждому по делам его.

Архангелы с полуопущенными крыльями в качестве начальников небесного войска изображались в унизанных жемчугом одеяниях полководцев. Они размещались в куполе, окружая бога подобно свите.

Под архангелами в подкупольном барабане располагались фигуры апостолов - учеников Христа, выполненные в нежно-зеленых, светло-голубых, розовых, жемчужных и пепельных тонах. Фигуры апостолов помещались обычно между окон, ибо учение Христа церковь считала светом, а апостолов - распространителями слов своего учителя.

Главную часть Нового завета составляют четыре Евангелия - описания земного пути и речений Иисуса Христа. Евангелия от Марка, Матфея, от Луки и от Иоанна уподоблялись краеугольным камням здания церкви, и изображения евангелистов помещались на той части архитектурной конструкции храма, на которой покоится купол,- на парусах, служащих переходом от подкупольного барабана к четырем столбам-устоям. Сами столбы украшались изображениями мучеников-святых, пострадавших за веру в Иисуса Христа.

Страдание тела представлялось византийцами путем к спасению души, и потому мученикам в системе украшения храма отводилась роль опоры мироздания.

Находясь в храме у подножия столбов, человек со смирением ощущал ничтожность места, которое уготовано ему в основании иерархической пирамиды, и в то же время сознавал себя неотъемлемой частью этого величественного сооружения, что наполняло его гордостью.

Учение, которому следовала одна из многочисленных сект на земле древней Иудеи, христианство поначалу было верой голодных и обездоленных.

Враждебное Римской империи, оно сулило ей гибель и обещало своим приверженцам пришествие царства справедливости в ближайшее время. Скоро, очень скоро последние станут первыми, и те, кто провел жизнь в трудах, обретут заслуженное отдохновение.

Враждебность к Риму сравнительно быстро привлекла в ряды христиан людей просвещенных и состоятельных. Те, кто видел разложение государства и считал службу империи омерзительной и недостойной, отходил от религии предков. Христианские общины складывались в сильную и сплоченную организцию - церковь, которая, в свою очередь, начала нуждаться в защите накопленных богатств. Союз церкви и Римского государства привел к превращению христианской религии в опору господствующего класса сначала в Римской, а затем в Византийской империи. При этом царство божие отодвигалось в неопределенное будущее. Его отдаленность подчеркивалась ориентацией храма. Алтарное полукружие, символизирующее рождение Христа, принесшего людям свет надежды, устраивалось на востоке против входа, а стена, означающая конец света, конец времен и конец надежд, находилась на западе - там, где был выход.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Сила христианского ученияМастерские древнего Константинополя »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Святой кучер
Конструкция
Лучшие фильмы о великих художниках

Тайна Скоморошьей горы



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне