Опубликовано: Июль 29, 2011

Борьба за объединение Италии

В литературе конца XVIII века это ниспровержение было частью критики социального неравенства и осуждения деспотического властолюбия. Английский историк Эдуард Гиббон в своем семитомном труде «История упадка и разрушения Римской империи», одной из самых популярных книг конца XVIII -начала XIX века, доказывал, что сама гибель Рима вызвана органическими пороками деспотизма. Загнивание Римской империи, обрисованное Гиббоном в неповторимо ярких образах, длилось, как он считал, целое тысячелетие. Оно завершилось в 1453 году падением Константинополя. Под пером Гиббона римляне из героев-победителей, какими их рисовал XVII век, превратились в жестоких, разнузданных чудовищ, которые в первой четверти XIX века так ужасали Ореста Кипренского.

Чудовищами рисовались, разумеется, не все римляне, но только римляне эпохи империи. В той же мере, в какой римская империя рисовалась в отрицательном свете, Рим эпохи Республики представлялся образцом демократического строя. Соответственно происходило преувеличение достоинств римской республиканской скульптуры по сравнению со скульптурой императорской эпохи или отнесение выдающихся памятников искусства II - III веков на двести- триста лет назад.

В эпоху, последовавшую за наполеоновскими войнами, правительство папской области проводит раскопки Римского форума (уровень земли в этом месте поднялся на 10-11 метров по сравнению с античными временами); ведет сложные и трудоемкие работы по укреплению грозящих обвалом аркад Колоссеума, расчищает подземные помещения под его ареной, освобождает от застроек рынки Траяна. Если искусство Древнего Рима и уступало греческому в своем приближении к идеалу, то отблеск этого идеала на нем все же лежал и, как казалось, падал на папский престол. Поэтому в Италии первой половины XIX века среди археологов ведущую роль играли лица духовного звания.

В эпоху нарастания национально-освободительного движения против австро-венгерского господства над севером Италии и испанского влияния на юге страны итальянская археология начала превращаться в арену борьбы между учеными, для которых Рим был колыбелью христианства, а папский престол - естественным преемником императорского трона, и молодыми романтиками, для которых римские древности - национальное наследие Италии, призывающее к объединению страны и возрождению нации вопреки католической церкви.

Не случайно, что именно виднейший деятель борьбы за объединение Италии, профессор истории неаполитанского университета Джузеппе Фиорелли стал главой итальянской археологической школы и признанным отцом археологии в ее современном понимании.

Во времена Винкельмана (считавшего себя археологом) археология занималась только памятниками искусства, Фиорелли же начал рассматривать как потенциальный аргумент в идеологическом споре все без исключения материальные следы древнеримской культуры. Из этого вытекали новые методы работы. На смену хищническим поискам древних мраморов должны были прийти систематические раскопки. В 1863 году Джузеппе Фиорелли, став начальником археологических работ в Помпеях, превратил раскопки в школу для ученых Европы. Археологические работы в Помпеях были первым национальным культурным начинанием объединившейся Италии, обратившим на себя внимание всего мира. В Помпеях были разработаны методы фиксации взаимного расположения находок, методы определения стратиграфических слоев и другие методы, лежащие в основе полевой археологической работы и поныне. Фиорелли покинул пост главного археолога Помпей тогда, когда его ученики уже развернули работу на территории Рима и окрестностей.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Перелом во взглядах на искусство РимаСравнение римского и греческого искусства »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Агава
Рисунок для ткани
Ярополк — братоубийца поневоле

Чудесный меч Жанны д'Арк



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне