Опубликовано: Июль 29, 2011

Создание археологической карты

Выявление древних памятников счел своей миссией «главный архитектор всех мраморов и других камней, которые впредь будут вырыты в Риме и его округе» - Рафаэль. Сразу по назначении на эту должность в 1515 году великий художник принялся зарисовывать и обмерять архитектурные памятники. Им был составлен также доклад об их сохранении, первый в европейской истории.

В 1520 году, когда Рафаэль умер, современники, судя по сохранившимся письмам, скорбели не столько о безвременной кончине великого живописца, сколько об утрате не оконченной Рафаэлем карты Древнего Рима. Судя по свидетельствам, эту карту видели многие, а восторгались ею - все. «Рафаэль, ты создал карту Рима, ты свершил чудо, ты вдохнул жизнь в труп великого города»,- писал поэт Бальтасар Кастильоне.

Есть основание полагать, что и сам Рафаэль считал создание археологической карты очень важным делом. Не обладая необходимыми познаниями (прежде всего филологическими), он привлек к работе Андреа Фульвио, изучавшего топографию Древнего Рима по латинским надписям, и Флавио Кальво, специально для Рафаэля переведшего на итальянский язык трактат Витрувия.

Перевод Витрувия с пометками Рафаэля сохранился, но поиски карты были безуспешны. В конце XIX века ученые склонились к мысли, что карты этой никогда не существовало. Она была лишь мечтой людей, составлявших окружение Рафаэля, и никто из писавших о ней ее не видел. Косвенно это подтверждается тем, что изданный Флавио Кальво в 1527 году историко-археологический план Рима не блещет художественными достоинствами и крайне неточен.

Древние здания, изображенные Рафаэлем на задних планах некоторых его картин и фресок, сделаны со штудий с натуры, частично сохранившихся в ряде музеев. Нужно думать, что рафаэлевские штудии легли в основу изданного в 1564 году тома гравюр на меди «Древности города Рима».

«Древности города Рима» послужили к объединению группы гуманистов и архитекторов в Академию Доблести, или Витрувианскую Академию. В середине XVI века истолкование Витрувия приобрело «эрудитский» характер и потребовало более точных, чем рафаэлевские, обмеров; они были выполнены одним из ведущих членов Витрувианской Академии замечательным зодчим Андреа Пал-ладио. Он был первым, кто попытался восстановить облик античных сооружений по своим обмерам руин. Хотя его реконструкции и были фантастическими, но в них «возрождение» античности приобрело тот же практический характер, что и проектирование дворцов, церквей, вилл.

В XVII веке, ознаменованном ожесточенной борьбой католической церкви с проявлениями свободной мысли, папство постепенно отказывается от признания античности, свойственного эпохе Возрождения. Значение античного мира снова низводится до уровня свидетеля первых веков христианства, что и подчеркнула установка на колонне Траяна вместо статуи императора фигуры святого Петра.

Античные руины служили теперь строительным материалом для барочных ансамблей, что придало разрушению античных памятников еще невиданные масштабы. Однако античные статуи, вазы, бюсты широко использовались для украшений парков, вилл и дворцов и позже стали предметом антикварной торговли.

В XV и XVI веках коллекционерами были гуманисты. Собирательство произведений искусства имело целью совершенствование молодых художников или создание особой «античной атмосферы»; нередко владелец коллекции надевал античные одежды, чтобы вести беседы о древностях. Теперь же обладание произведениями античного искусства становится выражением престижа. При этом духовные и светские князья стремятся превзойти друг друга не столько подбором своих собраний, сколько количеством входящих в них предметов. В произведениях античных мастеров ими ценится уже не идеальная красота и не гармония, а способность, контрастируя с искусственными насаждениями и фонтанами, органически включаться в садово-парковые ансамбли.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Античность в представлении итальянских ученыхФранцузский классицизм »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Зверь (Волчонок)
    Еврей с Торой
    Наполеон Бонапарт: От триумфа к забвению

    Истории ранних земледельцев Южной Туркмении - от редактора



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне