Опубликовано: Июль 29, 2011

Античность в представлении итальянских ученых

В XIV веке величайший поэт и ученый Италии Петрарка поднял голос против ненавистной феодальной анархии. Петрарка призвал к объединению мелких итальянских княжеств и республик в единое государство и к возрождению Рима как столицы Италии. Основу объединения Петрарка представлял себе туманно: он одинаково страстно жаждал возрождения и Римской республики, и Римской империи. Сыну флорентийского изгнанника, уроженцу французского города Авиньона, Петрарке Рим представлялся подлинной родиной, а языческие храмы и статуи - наследием предков. Мечтая о том, что в объединенной Италии будут возрождены античные законы, античные триумфы, апофеозы, увенчания лаврами, Петрарка ставил творения античных скульпторов и зодчих в один ряд с произведениями древних философов и поэтов, которые он разыскивал по всей Европе с беспримерной настойчивостью.

Античность представлялась Петрарке культурой, в первую очередь, письменной. Так же считали в XV веке и наследовавшие Петрарке гуманисты. Правда, в середине XV века два великих флорентийца - скульптор Донателло и архитектор Брунеллески - предприняли попытку обмера римских древностей, но оба они были художниками-практиками, а не учеными-теоретиками, и на иерархию гуманистических ценностей не повлияли.

Даже выдающийся зодчий и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти, продолживший вслед за ними изучение античных монументов, ставил значение литературных памятников выше значения архитектурных, поскольку он был ученым-гуманистом. Не столько в произведениях древнего зодчества, сколько в руководстве по архитектуре, написанном в I веке Витрувием, искал Альберти секрет идеальной красоты. Толкуя в своем сочинении «10 книг о зодчестве» туманные места, которыми изобилует компилятивный труд Витрувия, Альберти опирался на практическое изучение древнеримских сооружений.

Он не знал, однако, что многие античные памятники были созданы уже после смерти Витрувия, что в их основе лежали принципы, Витрувию не известные, поэтому в толкование древнего трактата Альберти ясности не внес. Это не умаляет значения труда Альберти, античность предстала у него как воплощение высших законов природы и как норма, к которой должен стремиться каждый художник, в какой бы области он ни творил.

Утверждению прямой связи Рима эпохи Возрождения с античным миром служил изданный папой римским указ 1462 года, запрещавший снос античных памятников. Однако практического значения указ не имел, ибо никто не знал, какие именно из бесчисленных римских руин следует считать античными.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Зарождение христианстваСоздание археологической карты »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Звон (Колокольня Ивана Великого)
    Красная фигура
    Великолепное Кара ( Кара-депе )

    Откуда есть пошла шотландская земля



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне