Опубликовано: Июль 29, 2011

Форум Траяна

Самым грандиозным был форум Траяна, о котором говорилось, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление.

Удачливому полководцу и распорядительному администратору Траяну удалось в начале 11 века установить равновесие и мир между соперничающими группировками внутри империи и одержать ряд побед над внешними врагами. Придворные льстецы приравнивали Траяна к Александру Македонскому, в подражание которому император лелеял планы расширения завоеваний вплоть до самой Индии. Построенный Траяном форум был обнесен стеной из огромных фиолетово-серых туфовых глыб. В плоскость стены была «вставлена» трехпролетная мраморная арка. Она имела невысокие боковые пролеты для прохода римских граждан, а колоссальный средний пролет как бы предназначался для бронзового всадника, сидящего на золоченом коне, посреди площади, мощенной плитами из вулканической лавы.

Лицо с теряющими упругость обвисшими щеками и квадратным подбородком казалось обветренным, а глубоко запавшие глаза под низким лбом как бы в упор сверлили зрителя.

Траян требовал, чтобы его изображали не героем-полубогом и не прозорливым государственным деятелем, а суровым, привыкшим к лишениям и дисциплине, закаленным в походах солдатом. Тем не менее, он пожелал иметь конный памятник. Конь был древним символом солнца. Бронзовая фигура всадника изображала героя.

Гранитные колонны отделяли квадратную площадь с конной статуей от двух боковых полуциркульных площадей. Их ограничивали два мощных сооружения - одно, врезанное в Квиринальский холм; второе, подобно Колоссеуму, возведенное с помощью системы арок и сводов.

В двух ярусах этих сооружений находились склады испанских полотен, индийских шелков, арабских пряностей и других товаров, привозившихся в Рим. Здесь были залы, в которых происходили государственные раздачи медных и серебряных денег. В помещении рынков Траяна беднейшие граждане получали от государства зерно, и здесь же богачи-банкиры совершали свои операции, а в полутемных лавках продавалось все - от лепешек до сверкающих драгоценностей.

В глубине форума за спиной статуи, как бы связывая оба рынка, высилось еще одно грандиозное сооружение - базилика Ульпия. Здесь, у подножия мраморной богини Правосудия, заседали суды. Судебные заседания, привлекавшие толпы народа в Риме, начинались с выступления обвинителя. Затем шел перекрестный допрос, а в конце заслушивался защитник. Обсудив все услышанное, двенадцать назначенных по жребию граждан, не вдаваясь в букву закона, а прислушиваясь лишь к голосу совести, выносили вердикт: «Да, виновен» или «Нет, не виновен», и только если эти «судьи совести» признавали обвиняемого виновным, ученые юристы, «судьи закона», выносили ему приговор.

Здания судебных заседаний, называвшиеся базиликами, возводились в Древнем Риме в соответствии со строго установленными правилами. «Место для базилик должно примыкать к форуму и должно выбираться в самой теплой его стороне, чтобы зимой деловые люди могли укрываться в них, не страдая от непогоды. Ширина базилики должна равняться не менее трети и не более половины длины, разве только природные условия местности воспрепятствуют и заставят изменить эту соразмерность»,- писал в своем трактате римский архитектор Витрувий.

Некогда, в глубокой древности, суд в Риме вершился под открытым небом, на улице. Впрочем, античная улица была открыта лишь в своей средней проезжей части: по обеим сторонам вдоль тротуаров шли колонные портики. Базилика была своего рода «крытой улицей». Она была также вытянута в длину. Ее боковые части напоминали портики. Центральная же часть была выше боковых. Каждая часть называлась «кораблем» (нефом).

Форум Траяна строил выдающийся зодчий и военный инженер Аполлодор из Дамаска. Аполлодор, разумеется, умел применять своды, но будучи греком, уроженцем Сирии, он, согласно эллинистической традиции, считал лишь плоские перекрытия строгими и торжественными. Пролеты центрального нефа базилики Ульпия на форуме Траяна по своей ширине превосходили все сооружения Рима, и для его потолочных балок с гор далекого Ливана привезли огромные прямые стволы трехсотлетних кедров.

Если текст закона трудно было применить к данному судебному делу, римляне опирались на примеры решений, вынесенных в аналогичных случаях прежде. И судьям, и обвинителю, и защитнику требовались различные документы.

К базилике Ульпия были пристроены два крыла для библиотек: одной - на греческом и другой - на латинском языках. В похожих на соты ячейках библиотек хранились свитки юридического содержания, труды историков, произведения философов, сочинения поэтов. Поскольку читать римляне умели только вслух и мешали друг другу, библиотеки были окружены просторными портиками, скрадывавшими звук.

Некогда на месте форума зеленел холм, высотой в 38 метров. По приказу Траяна холм был срыт, а на выровненной площадке воздвигнута башня в виде колонны, высотой равная уничтоженному холму. Подобно воротам вне оград - триумфальным аркам, свободно стоящие колонны, не несущие нагрузки, также назывались триумфальными.

Колонна Траяна, самая большая из триумфальных колонн, находилась в квадратном дворике между библиотеками, и с портиков можно было любоваться мраморной лентой рельефа, которая сверху донизу обвивает ее ствол.

Возведение крепостных стен, разбивка лагерей, форсирование рек и постройка мостов, предпринятые войском Траяна в Дунайском походе против даков, изваяны на этом рельефе.

Здесь можно увидеть баллисты - машины для метания каменных ядер, стрелометы, похожие на крылатых чудовищ башни с перекидными мостами и осадными лестницами, пехоту в строю и на марше, конницу в бою и на отдыхе. Здесь запечатлена военная летопись Древнего Рима: Траян во главе войска на мосту через Дунай, император на военном совете, Траян приносит жертву богам, Траян руководит осадой, Траян ведет в бой кавалерию, Траян празднует победу.

В рельефе колонны Траяна отсутствует условный фон, столь искусно использованный скульпторами Парфенона. Творцы древнегреческого храма воссоздавали миф, и панафинейское шествие на их рельефе нигде не начиналось и никогда не могло кончиться. На рельефе колонны Траяна воспроизводится история, имеющая начало, ход событий и завершение, и поэтому фон рельефа составляют детали римского быта.



Раздел: Жизнь в веках
1.
Форум Траяна


2.
Форум Траяна


3.
Форум Траяна


4.
Форум Траяна




От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Римские форумыЗарождение христианства »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Картина с черной аркой
Автопортрет, выполненный кистями
Сотник терского казачьего войска (Осень 1914 года. Галиция)

Расцвет древнего царства Урарту



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне