Опубликовано: Июль 29, 2011

Форум Траяна

Самым грандиозным был форум Траяна, о котором говорилось, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление.

Удачливому полководцу и распорядительному администратору Траяну удалось в начале 11 века установить равновесие и мир между соперничающими группировками внутри империи и одержать ряд побед над внешними врагами. Придворные льстецы приравнивали Траяна к Александру Македонскому, в подражание которому император лелеял планы расширения завоеваний вплоть до самой Индии. Построенный Траяном форум был обнесен стеной из огромных фиолетово-серых туфовых глыб. В плоскость стены была «вставлена» трехпролетная мраморная арка. Она имела невысокие боковые пролеты для прохода римских граждан, а колоссальный средний пролет как бы предназначался для бронзового всадника, сидящего на золоченом коне, посреди площади, мощенной плитами из вулканической лавы.

Лицо с теряющими упругость обвисшими щеками и квадратным подбородком казалось обветренным, а глубоко запавшие глаза под низким лбом как бы в упор сверлили зрителя.

Траян требовал, чтобы его изображали не героем-полубогом и не прозорливым государственным деятелем, а суровым, привыкшим к лишениям и дисциплине, закаленным в походах солдатом. Тем не менее, он пожелал иметь конный памятник. Конь был древним символом солнца. Бронзовая фигура всадника изображала героя.

Гранитные колонны отделяли квадратную площадь с конной статуей от двух боковых полуциркульных площадей. Их ограничивали два мощных сооружения - одно, врезанное в Квиринальский холм; второе, подобно Колоссеуму, возведенное с помощью системы арок и сводов.

В двух ярусах этих сооружений находились склады испанских полотен, индийских шелков, арабских пряностей и других товаров, привозившихся в Рим. Здесь были залы, в которых происходили государственные раздачи медных и серебряных денег. В помещении рынков Траяна беднейшие граждане получали от государства зерно, и здесь же богачи-банкиры совершали свои операции, а в полутемных лавках продавалось все - от лепешек до сверкающих драгоценностей.

В глубине форума за спиной статуи, как бы связывая оба рынка, высилось еще одно грандиозное сооружение - базилика Ульпия. Здесь, у подножия мраморной богини Правосудия, заседали суды. Судебные заседания, привлекавшие толпы народа в Риме, начинались с выступления обвинителя. Затем шел перекрестный допрос, а в конце заслушивался защитник. Обсудив все услышанное, двенадцать назначенных по жребию граждан, не вдаваясь в букву закона, а прислушиваясь лишь к голосу совести, выносили вердикт: «Да, виновен» или «Нет, не виновен», и только если эти «судьи совести» признавали обвиняемого виновным, ученые юристы, «судьи закона», выносили ему приговор.

Здания судебных заседаний, называвшиеся базиликами, возводились в Древнем Риме в соответствии со строго установленными правилами. «Место для базилик должно примыкать к форуму и должно выбираться в самой теплой его стороне, чтобы зимой деловые люди могли укрываться в них, не страдая от непогоды. Ширина базилики должна равняться не менее трети и не более половины длины, разве только природные условия местности воспрепятствуют и заставят изменить эту соразмерность»,- писал в своем трактате римский архитектор Витрувий.

Некогда, в глубокой древности, суд в Риме вершился под открытым небом, на улице. Впрочем, античная улица была открыта лишь в своей средней проезжей части: по обеим сторонам вдоль тротуаров шли колонные портики. Базилика была своего рода «крытой улицей». Она была также вытянута в длину. Ее боковые части напоминали портики. Центральная же часть была выше боковых. Каждая часть называлась «кораблем» (нефом).

Форум Траяна строил выдающийся зодчий и военный инженер Аполлодор из Дамаска. Аполлодор, разумеется, умел применять своды, но будучи греком, уроженцем Сирии, он, согласно эллинистической традиции, считал лишь плоские перекрытия строгими и торжественными. Пролеты центрального нефа базилики Ульпия на форуме Траяна по своей ширине превосходили все сооружения Рима, и для его потолочных балок с гор далекого Ливана привезли огромные прямые стволы трехсотлетних кедров.

Если текст закона трудно было применить к данному судебному делу, римляне опирались на примеры решений, вынесенных в аналогичных случаях прежде. И судьям, и обвинителю, и защитнику требовались различные документы.

К базилике Ульпия были пристроены два крыла для библиотек: одной - на греческом и другой - на латинском языках. В похожих на соты ячейках библиотек хранились свитки юридического содержания, труды историков, произведения философов, сочинения поэтов. Поскольку читать римляне умели только вслух и мешали друг другу, библиотеки были окружены просторными портиками, скрадывавшими звук.

Некогда на месте форума зеленел холм, высотой в 38 метров. По приказу Траяна холм был срыт, а на выровненной площадке воздвигнута башня в виде колонны, высотой равная уничтоженному холму. Подобно воротам вне оград - триумфальным аркам, свободно стоящие колонны, не несущие нагрузки, также назывались триумфальными.

Колонна Траяна, самая большая из триумфальных колонн, находилась в квадратном дворике между библиотеками, и с портиков можно было любоваться мраморной лентой рельефа, которая сверху донизу обвивает ее ствол.

Возведение крепостных стен, разбивка лагерей, форсирование рек и постройка мостов, предпринятые войском Траяна в Дунайском походе против даков, изваяны на этом рельефе.

Здесь можно увидеть баллисты - машины для метания каменных ядер, стрелометы, похожие на крылатых чудовищ башни с перекидными мостами и осадными лестницами, пехоту в строю и на марше, конницу в бою и на отдыхе. Здесь запечатлена военная летопись Древнего Рима: Траян во главе войска на мосту через Дунай, император на военном совете, Траян приносит жертву богам, Траян руководит осадой, Траян ведет в бой кавалерию, Траян празднует победу.

В рельефе колонны Траяна отсутствует условный фон, столь искусно использованный скульпторами Парфенона. Творцы древнегреческого храма воссоздавали миф, и панафинейское шествие на их рельефе нигде не начиналось и никогда не могло кончиться. На рельефе колонны Траяна воспроизводится история, имеющая начало, ход событий и завершение, и поэтому фон рельефа составляют детали римского быта.



Раздел: Жизнь в веках
1.
Форум Траяна


2.
Форум Траяна


3.
Форум Траяна


4.
Форум Траяна




От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Римские форумыЗарождение христианства »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Необъективная композиция
Пейзаж с желтыми воротами
Царицы-затворницы

Экипировка и вооружение боевых слонов



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне