Опубликовано: Июль 29, 2011

Устройство Древнего Рима

Как и в Греции, в Древнем Риме труд считался занятием, недостойным свободного гражданина. В бесчисленных лавках, пекарнях, харчевнях Рима работали рабы и вольноотпущенники. Римлянин, не имевший своего участка земли, не занимавшийся ростовщичеством и не служивший в легионе, жил на хлебные и денежные раздачи, проводимые государством, а свой досуг заполнял зрелищами.

Лишь немногие римляне жили в домах, наполненных мебелью из бронзы и драгоценных пород дерева. Большинство римских граждан обитали в тесных, сырых и зловонных каморках пяти-шестиэтажных зданий, называвшихся инсулами, то есть островами. Куча тряпья да жаровня часто составляли все имущество римского гражданина. В его жилище не было ни воды, ни кухонного очага, и домой он чаще всего приходил только к ночи.

Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Древнем Риме. До выхода на арену гладиаторов в Колоссеуме содержали в подземных казематах. Мечи, трезубцы, шлемы, щиты, панцири им выдавали лишь на глазах у зрителей, и хранилось все это в подземных кладовых. Под ареной находились также мертвецкие. Поскольку купить здорового гладиатора было дешевле, нежели лечить больного, раненых добивали в специальных камерах.

Хранилища красного песка, которым посыпалась арена, вольеры для львов, тигров, пантер, с которыми сражались гладиаторы, конюшни для лошадей, загоны для быков составляли подземный город, уходивший на пять этажей под арену.

Со времен республики главные должности в государстве замещались путем выборов. Они происходили на Римском форуме, площади, где народное собрание выбирало консулов и где заседал высший законодательный орган Республики - Сенат.

После того как судьбы Рима стали решаться в императорском дворце, консулы лишились реальной власти, но их должность упразднена не была. Летосчисление в Древнем Риме велось по именам консулов, м ежегодные выборы, хотя и лишенные своего прежнего значения, продолжались в императорском Риме прежним порядком.

«Порогом» форума служила увенчанная огромной бронзовой колесницей мраморная арка. На таких колесницах въезжали в Рим победоносные полководцы. Их въезд обставлялся с необычайной торжественностью, под бой литавров и ликующие крики толпы. Перед триумфатором несли значки легионов - серебряных орлов, гнали скованных цепями пленников и вели коней, навьюченных трофеями. Кульминацией считался проезд колесницы под аркой, украшенной фигурами крылатой богини победы - Виктории.

В отличие от греков, искавших во всем целесообразность, римляне считали почести несовместимыми с практическим расчетом. Если греки объясняли победу доблестью воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам командующего. Подвиг не казался им выполнением естественного долга, как в Греции, он был уделом избранника судьбы. Подобно тому как император был противопоставлен народу, а римский полководец - солдатам, так памятник победы - триумфальная арка - противостоял городу. В качестве «ворот без ограды» триумфальная арка не обладала практической функцией и потому считалась выражением высшего почета.

В 70 году сын Веспасиана Тит после двухлетней осады стер с лица земли столицу Иудеи Иерусалим, а его население рассеял по всему свету. «Божественному Титу, сыну божественного Веспасиана» - гласит надпись на массивном мраморном «лбу» арки. Прямые и ровные буквы римского алфавита напоминают легионеров, выстроенных для парада. Строгий порядок царит и на рельефах, высеченных под сводами арки. Шествие с орлами победоносных легионов и таблицами с названиями штурмованных крепостей, мерное движение колесницы с триумфатором и всеобщее ликование переданы с большим мастерством.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Римский амфитеатрРимские храмы и божества »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Купальщик
Несбывшиеся надежды (Император Пётр I и цесаревич Алексей)

Бубновый валет (выставка)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне