Опубликовано: Июль 29, 2011

Мюнхенский профессор Адольф Фуртвенглер

Мюнхенский профессор Адольф Фуртвенглер, считающийся отцом «атрибуционной школы», строго говоря, новой школы не создал. Но заслуги его были велики.

В конце XIX века наука об искусстве обогатилась новыми представлениями о стиле. Из суммы внешних признаков, присущих произведениям той или иной эпохи, стиль превращался во взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Под влиянием немецкого искусствоведа Генриха Вельфлина значительно совершенствуются методы формально-стилистического анализа. С конца XIX века в арсенал исследователя входит знание тематических мотивов, привычно заимствуемых художниками определенного круга из истории, мифологии, народных сказаний, а также знание истории костюма, интерьера, предметов быта, техники обработки различных материалов, методы трактовки света, способы наложения краски в разные периоды истории мирового искусства.

Применение этих знаний, дававшее эффектные результаты при атрибуции произведений живописи, требовало особой тонкости и осторожности при подходе к античной скульптуре с ее относительно ограниченным репертуаром изобразительных средств.

Адольф Фуртвенглер сочетал в себе филолога, археолога и искусствоведа. Он, в отличие от своих предшественников, был уже вооружен фотографией, дававшей совершенно новые возможности сравнения памятников античного искусства между собой.

Фуртвенглер с группой сотрудников предпринял колоссальную работу. Древнегреческие памятники, рассеянные по всем музеям мира и частным собраниям, были заново пересмотрены и заново сравнены с литературными источниками, систематизированными Генрихом Брунном.

В отличие от Генриха Брунна, рассматривавшего историю искусств как историю художников, Фуртвенглер положил в основу истории искусств шедевры. Путем тонкого художественного анализа римских копий Фуртвенглер показал, как получить правильное представление о безвозвратно утраченном древнегреческом оригинале. Выстроенные в хронологической последовательности наиболее значительные скульптуры служили в качестве опорных точек для определения стилистических признаков, свойственных искусству различных отрезков античной истории.

Отход от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического, имевший место в III - 11 веках до н. э., Фуртвенглер не считал упадком. Множественность художественных направлений эпохи эллинизма, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року», ученый рассматривал как развитие тенденций, зародившихся еще в классическую эпоху.

Термин «эллинизм» был введен в науку в начале 40-х годов XIX века. Первоначально эллинизм понимался как некий сплав культур, образовавшийся в результате распространения греческой образованности и государственности среди народов Востока. Постепенно выяснилось, что эллинизм - отнюдь не механический сплав, что сама «греческая образованность» и «греческая государственность» изменили в эллинистических монархиях прежний характер, встретившись с культурой Востока.

Фуртвенглер не раз посещал Петербург. Возможно, что с одним из его приездов была связана новая датировка Венеры Таврической. Во всяком случае, в конце XIX века статую атрибутировали уже не как римскую, а как эллинистическую. Трудно сказать, Фуртвенглер ли принял Венеру за оригинал или «патриотизм» сотрудников Эрмитажа заставил их отвергнуть мнение немецкого ученого о том, что замечательная своим совершенством статуя является римской копией.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Переатрибуция эрмитажных коллекцийРабота Вальдгауэра »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Композиция
    картина Цветы :: Pavel Filonov
    5 самых популярных курортов Крыма

    Добрые и недобрые приметы



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне