Опубликовано: Июль 29, 2011

Переатрибуция эрмитажных коллекций

Эрмитаж начал восполнять ущерб, нанесенный его коллекции с начала 60-х годов. Разумеется, полотна, уничтоженные по приказу Николая I, например, произведения польской живописи, воскресить было невозможно, но часть шедевров, «сосланных» царем в другие собрания или проданных с аукциона, возвращалась, подчас дорогой ценой. Одновременно шла атрибуция экспонатов, запутанная «высочайшей» самоуверенностью. Эта работа заняла в культурной жизни России 60-70-х годов весьма заметное место. Крестьянская реформа и рост национального самосознания порождали новое представление о культуре как национальном достоянии, а о музеях - как о просветительских учреждениях. Переатрибуция эрмитажных коллекций была не только частью музейной работы, но и выражением осознания русской наукой своей ответственности перед народом, а не перед престолом.

Для античного отдела Эрмитажа этот процесс совпал с сенсационными переатрибуциями античных памятников в других мировых коллекциях. Примерно в это же время гордость Лувра, прославленная Венера (Афродита) Милосская, считавшаяся самой выдающейся статуей эпохи Фидия, была определена в качестве произведения эллинистической поры. Несколько ранее флорентийские ученые признали эллинистической Венеру Медицейскую, ту самую, с которой когда-то Юрий Кологривов в письмах Петру I сравнивал свою замечательную находку.

Раскопки древнегреческих городов и загородных вилл, которые велись во второй половине XIX века, позволили обнаружить великолепные рельефы и статуи. Это пошатнуло утвердившееся мнение, высказанное Винкельманом, о том, что после смерти Александра Македонского греческая культура деградировала.

Высказывания античных авторов об искусстве, уже к тому времени собранные Генрихом Брунном и отнесенные им к соответствующим греческим художникам, давали возможность идентификации не только найденных произведений. В свете новых открытий требовался пересмотр коллекций античного искусства, накопленных европейскими музеями. Это в свою очередь включало недавнее русское дворцовое собрание в орбиту мировой науки.

Между тем наука испытывала серьезные трудности. Они вызывались не только постоянным процессом отделения искусствознания от археологии, происходившим в первую очередь в науке об античности, но и коренными социально-экономическими процессами эпохи. Финансисты, магнаты нефти и каменного угля, судовладельцы, короли железных дорог бросились приобретать произведения искусства для своих резиденций и укреплять свой престиж пожертвованием шедевров музеям. По всей Европе шла распродажа дворцов итальянской, английской, французской земельной аристократии. Сокровища искусства, накапливавшиеся веками, в течение нескольких часов переходили к новым владельцам, требовавшим при этом гарантий надежности вложения своих капиталов. Между тем атрибуция оставалась монополией «знатоков».

Некоторые антиквары накапливали порой столь значительный опыт, что, не имея систематического образования и не владея никакими научными методами, с изумляющей точностью определяли подлинность памятника, время его создания, школу или автора. Тем не менее, периодически выяснялось, что части одного сервиза отнесены к разным временам и разным странам, портреты одного лица обнаруживались в разных собраниях под разными именами, купленные за огромные деньги картины оказывались копией или подделкой. При возникновении конфликта и судебных споров единственным доводом было противопоставление личного авторитета одного знатока - авторитету другого.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Таврический дворецМюнхенский профессор Адольф Фуртвенглер »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Нерон. Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
    Летчик
    Винтовки Первой мировой

    10 самых кровопролитных сражений



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне