Опубликовано: Июль 29, 2011

Переатрибуция эрмитажных коллекций

Эрмитаж начал восполнять ущерб, нанесенный его коллекции с начала 60-х годов. Разумеется, полотна, уничтоженные по приказу Николая I, например, произведения польской живописи, воскресить было невозможно, но часть шедевров, «сосланных» царем в другие собрания или проданных с аукциона, возвращалась, подчас дорогой ценой. Одновременно шла атрибуция экспонатов, запутанная «высочайшей» самоуверенностью. Эта работа заняла в культурной жизни России 60-70-х годов весьма заметное место. Крестьянская реформа и рост национального самосознания порождали новое представление о культуре как национальном достоянии, а о музеях - как о просветительских учреждениях. Переатрибуция эрмитажных коллекций была не только частью музейной работы, но и выражением осознания русской наукой своей ответственности перед народом, а не перед престолом.

Для античного отдела Эрмитажа этот процесс совпал с сенсационными переатрибуциями античных памятников в других мировых коллекциях. Примерно в это же время гордость Лувра, прославленная Венера (Афродита) Милосская, считавшаяся самой выдающейся статуей эпохи Фидия, была определена в качестве произведения эллинистической поры. Несколько ранее флорентийские ученые признали эллинистической Венеру Медицейскую, ту самую, с которой когда-то Юрий Кологривов в письмах Петру I сравнивал свою замечательную находку.

Раскопки древнегреческих городов и загородных вилл, которые велись во второй половине XIX века, позволили обнаружить великолепные рельефы и статуи. Это пошатнуло утвердившееся мнение, высказанное Винкельманом, о том, что после смерти Александра Македонского греческая культура деградировала.

Высказывания античных авторов об искусстве, уже к тому времени собранные Генрихом Брунном и отнесенные им к соответствующим греческим художникам, давали возможность идентификации не только найденных произведений. В свете новых открытий требовался пересмотр коллекций античного искусства, накопленных европейскими музеями. Это в свою очередь включало недавнее русское дворцовое собрание в орбиту мировой науки.

Между тем наука испытывала серьезные трудности. Они вызывались не только постоянным процессом отделения искусствознания от археологии, происходившим в первую очередь в науке об античности, но и коренными социально-экономическими процессами эпохи. Финансисты, магнаты нефти и каменного угля, судовладельцы, короли железных дорог бросились приобретать произведения искусства для своих резиденций и укреплять свой престиж пожертвованием шедевров музеям. По всей Европе шла распродажа дворцов итальянской, английской, французской земельной аристократии. Сокровища искусства, накапливавшиеся веками, в течение нескольких часов переходили к новым владельцам, требовавшим при этом гарантий надежности вложения своих капиталов. Между тем атрибуция оставалась монополией «знатоков».

Некоторые антиквары накапливали порой столь значительный опыт, что, не имея систематического образования и не владея никакими научными методами, с изумляющей точностью определяли подлинность памятника, время его создания, школу или автора. Тем не менее, периодически выяснялось, что части одного сервиза отнесены к разным временам и разным странам, портреты одного лица обнаруживались в разных собраниях под разными именами, купленные за огромные деньги картины оказывались копией или подделкой. При возникновении конфликта и судебных споров единственным доводом было противопоставление личного авторитета одного знатока - авторитету другого.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Таврический дворецМюнхенский профессор Адольф Фуртвенглер »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Война
    Пастух
    Восток — Запад (Пражское восстание)

    Льюис: Пулемёт товарища Сухова



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне