Опубликовано: Июль 29, 2011

Таврический дворец

К этому времени «грекомания» охватила Европу, дамы не только делали себе греческие прически, но и появлялись при дворе в греческих хитонах и сандалиях. Стареющей русской государыне подобный костюм, разумеется, не подходил, однако роли самой «греческой» из дам двора она никому не уступала. Весь Таврический дворец должен был стать греческим. Екатерина приказала перенести сюда коллекцию скульптуры, приобретенную в 1787 году у знаменитого английского собирателя Ллайд-Брауна. В нее входили изображения Гермеса, Асклепия, спящего Эндимиона и ряд портретных бюстов, из лицезрения которых Екатерина, как считалось, черпала вдохновение.

Наследовавший Екатерине император Павел I ненавидел свою мать и все, что с ней связано. Таврический дворец, ставший в последние годы ее правления символом просветительства, был особенно ненавистен царю. По приказу Павла здание было отведено под казарму полка конной гвардии. Купольный зал стал манежем, колонная галерея была превращена в конюшню. Паркет из драгоценных пород дерева сняли и увезли. Бронзовые и хрустальные люстры, зеркала, гобелены, мебель, часы еще ранее отправили на склады гофинтендантской конторы. «На развалины великолепного Таврического дворца взглянул я со вздохом. Видал обломанные колонны, облупленные пальмы, и теперь еще поддерживающие своды, а в огромном зале с колоннадой, украшенном барельефами и живописью, где прежде царствовали утехи, пышность и блеск, где отзывались звуки «Гром победы раздавайся!» - что бы вы думали теперь? Дымящийся лошадиный навоз»,- писал очевидец.

Часть сокровищ античной скульптуры была вывезена из Таврического дворца в Павловск, но знаменитой Венеры Таврической среди них не было.

Зимой 1837 года в Зимнем дворце занялся пожар. Справиться с ним объединенные силы солдат и пожарных не сумели. При восстановлении парадных залов потребовались материалы, находившиеся в распоряжении гофинтендантской конторы, и тогда среди мебели и бронзовых светильников была обнаружена античная статуя.

Таврический дворец был к тому времени восстановлен, и в 1837 году Венера Таврическая возвратилась на место, где она стояла при Екатерине II.

В 1852 году рядом с Зимним дворцом в Петербурге был торжественно открыт первый в России «Публичный музеум» - Императорский Эрмитаж. Второй этаж здания с черными гранитными атлантами у входа отводился картинной галерее, на первом же этаже среди ваз и античных статуй была выставлена мраморная Венера Таврическая.

Собрания произведений искусства складывались в Европе с конца XV века. Среди них были и очень обширные, но художественных музеев вплоть до XIX века не существовало. Картинная галерея XVII-XVIII столетий,- как правило, один из залов парадной анфилады дворца, в которой живописные полотна играют роль стенной декорации. Нередко собрание памятников искусства предназначалось для интимного общения с ними лишь их владельца.

Не случайно стареющая поборница идей Просвещения Екатерина 11 с подчеркнутой гордостью писала о своей художественной коллекции - одной из самых крупных в Европе: «Всем этим любуются мыши и я». Ее иноземных корреспондентов это не шокировало. Сокровища искусства рассматривались как оправа царского величия и источник мудрости государыни. В первом изданном описании Эрмитажа указывалось, что он предназначен для «уединенных увеселений и упражнений Екатерины Вторые».

Открытие для публичного обозрения Лувра - дворца французских королей в Париже, имевшее место в 1793 году, не означало основания музея, ибо посещение дворцов путешественниками было в обычаях XVIII века. Первые художественные музеи в современном смысле возникли отнюдь не как памятники торжества разума, к которому призывали просветители, и не как храмы муз. Они были основаны тогда, когда вера в разум как движущую силу истории уже рухнула. В эпоху Реставрации французские Бурбоны открыли в Париже Люксембургский музей (1817), испанские Бурбоны, оправившись от страха перед Наполеоном, открыли музей Прадо в Мадриде (1819), а баварский король Леопольд построил Пинакотеку в Мюнхене (1836). Режимы, пережившие тяжелые катастрофы, утверждали свою власть над прошлым в качестве обоснования своего настоящего.

Когда по примеру Бурбонов и баварских курфюрстов Николай I задумал постройку здания «Публичного музеума», он не допускал и мысли о том, что собрание картин и статуй является национальным достоянием. Не считаясь ни с манерой живописи, ни с художественными достоинствами произведений искусства, Николай I лично и самодержавно назначал картине «голландскую», «фламандскую» или «французскую» школу, точно так, как он производил офицеров в новый чин. Когда специально приглашенным немецким архитектором Кленце было построено великолепное здание Эрмитажа, царь приказал имя каждого посетителя вписывать в «шнуровую книгу» и доступ зрителей был всячески ограничен.

Поскольку Эрмитаж был частью императорской резиденции, он был отделан с дворцовой пышностью. Картинам, статуям и вазам отводилась в нем роль не только экспонатов, но и декоративного убранства. В соответствии со вкусами времени и прежде всего с личными вкусами самого царя, во всем должна была господствовать симметрия. В залах скульптуры по сторонам дверей стояли на постаментах мраморные бюсты, статуи были размещены вдоль стен так, чтобы самая крупная оказывалась посредине. Венера Таврическая стояла около статуи римского императора Августа, и поскольку Николай I предпочитал римское искусство греческому, статуя снова стала считаться римской.

Через четыре года после открытия Нового Эрмитажа Россия потерпела поражение в Крымской войне. Николаевский режим, в течение тридцати лет казавшийся незыблемым и монолитным, внезапно обнаружил нежизнеспособность. После смерти Николая I, последовавшей в 1855 году при недостаточно ясных обстоятельствах, его авторитет в областях политической, I экономической и культурной рухнул с непостижимой быстротой. «Николаевские времена» уже через несколько лет стали синонимом тупого самовластия.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Награждение участников турецкой кампанииПереатрибуция эрмитажных коллекций »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Портрет Головы :: Pavel Filonov
Портрет Николая Глебова-Путиловского
Советские комиксы. Смеются все!

Коллекция сибирского золота



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне