Опубликовано: Июль 29, 2011

Украшение Летнего дворца

Боясь упустить статую, Петр I поручил Савве Рагузинскому - крупнейшему своему дипломату - предложить папе взамен статуи мощи католической святой Бригитты, попавшие в руки русских в ходе Северной войны. Ловкий дипломат сумел сделать предложение царя достоянием гласности. Папа не посмел предпочесть «языческого идола» останкам святой и вынужден был возвратить Кологривову статую в форме «ответного дара».

«Дом царский на брезе (берегу) полуденном (южном) Невы при самом ее на помянутые струи разделении построенный, и при нем вертоград образцом италианским насаженный с прекрасными архитектурными гульбищами (галереями) и холодниками (фонтанами) дивную являет красоту»,- писал один из сподвижников Петра I. Вертоградом здесь назван парк на месте впадения в Неву реки Фонтанки, где был заложен на манер голландского городского дома небольшой Летний дворец. Будучи крайне скромным в личных потребностях, Петр I в то же время считал резиденцию монарха олицетворением его могущества. Поэтому Летний дворец был окружен обширным регулярным парком, планировку которого набросал сам царь. Летний сад имел прямые, как стрелы, аллеи, вдоль которых были расставлены скульптуры.

«Сюда привезена была морем из Венеции, Италии, Англии и Голландии масса мраморных статуй, колонн, даже целая беседка из алебастра и мрамора привезена из Венеции для сада, расположенного у самой реки между каналами. Здесь множество замечательных вещей, беседок, галерей, насосов и удивительно красивых деревьев»,- писал очевидец. Мраморные «Правосудие», «Милосердие», «Слава», «Истина», «Красота», исполненные второстепенными мастерами, являли в аллегорической форме добродетели, отличающие главу «регулярного» государства, ибо парк, с его выровненными по уровню и отвесу стенами стриженой зелени, дерновыми коврами партеров, статуями и фонтанами, сам был природой «регулярной», подчиненной разуму и порядку.

Среди мраморных символов и аллегорий выделялась античная Венус. Античная статуя находилась в окружении знаменитых статуй древности, представленных в копиях XVIII века. «С северной стороны, у воды стоят три длинные открытые галереи, из которых длиннейшая средняя, где всегда при больших торжествах, пока еще не начались танцы, ставится стол со сластями. В обеих других помещаются только столы с холодными кушаньями. В средней галерее находится мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового»,- писал иностранный путешественник.

Петр I и его современники считали, что резец, создавший мраморную Венеру, принадлежал древнеримскому мастеру. Да и сомнения в этом быть не могло.

Самые тонкие и образованные ценители Италии во главе с кардиналом Оттобони единогласно признали статую творением римлян.

Екатерина II, состоявшая в переписке с французскими просветителями, внимательно изучала труды Винкельмана. XVIII век был временем, когда говорить казалось важнее, чем делать, и казаться - важнее, чем быть. В своей административной деятельности Екатерина 11 менее всего исходила из передовых теорий своего времени, но это ничуть не мешало ей быть поклонницей античности, насаждать вместо пышного елизаветинского барокко строгие формы классицизма, которые она называла «греческим вкусом».

Свою коронацию Екатерина II ознаменовала грандиозным театрализованным карнавалом «Торжествующая Минерва» (Минервой в XVIII веке в России называли на римский манер греческую богиню Афину). Приглашенные ею мастера в дворцовых постройках и росписях опирались на мотивы архитектуры Помпей. Художники изображали царицу жрицей древнегреческой богини правосудия Фемиды, поэты сравнивали Екатерину с богиней мудрости Афиной (Минервой).



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Покупка копий античных статуй Петром IНаграждение участников турецкой кампании »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Садовник
Поэт или половина четвертого
От кубышки до сберкнижки

Вдова Елена Глинская



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне