Опубликовано: Июль 29, 2011

Афродита, входящая в воду

Если в классических полисах владение статуей было прерогативой государства, то в эллинистическую эпоху обладание прославленными произведениями стало предметом престижа властителя или тех, кто купался в лучах его могущества.

Не сумев уговорить книдян продать ему творение Праксителя, царь Никомед заказал статую обнаженной богини современному мастеру. Его примеру последовали другие цари, и статуи обнаженной Афродиты начали распространяться по всему эллинистическому миру. Одни из них были близки к праксителевскому оригиналу, другие отличались более капризным изяществом, третьи хрупкой грацией, но никто уже не достигал той степени гармонии, которая была свойственна работе Праксителя.

Мы не знаем имени скульптора, жившего в III веке до н. э. и изваявшего одну из этих прекрасных статуй.

Сбросив одежды, Афродита приготовилась войти в море. Богиня молода и прекрасна. Она стройнее и тоньше, чем Афродита Праксителя, и кажется чуть кокетливей. Едва заметным наклоном она переместила вес своей гибкой фигуры на левую ногу, чтобы шагнуть вперед. Повернув голову, отяжеленную копной волнистых волос, богиня бросает в сторону настороженный взгляд. Мимолетное движение не нарушает спокойного достоинства позы, а скорее придает образу богини настолько живую грацию, что поверхность мрамора кажется шелковистой кожей, под которой пульсирует кровь.

Пракситель потому изваял Афродиту Книдскую обнаженной, что считал саму красоту божественной. Скульптор III века нашел нужным изобразить сброшенные одежды, чтобы объяснить, почему его героиня обнажена: она собралась купаться и боится, что ее кто-либо застигнет. Богиня встрепенулась, заслышав шаги. Тема случайности, внезапности, не известная классической эпохе, в эпоху эллинизма широко вторгается в искусство.

Греки эпохи Перикла не ведали частной жизни - их жизнь была публичной. Современники Фидия не имели каких-либо интересов вне интересов полиса, они полностью принадлежали своему городу-государству. Для них не существовало ни слов, ни поступков, естественных наедине с собой, но недопустимых или неприличных в обществе. В эпоху эллинизма рождается представление о частной жизни, об индивидуальном вкусе, о личных интересах, о внутреннем голосе, к которому человек прислушивается и ведет себя наедине с собой подчас не так, как на людях.

Ни того места, на котором стояла статуя Афродиты, ни того города, в котором она была изваяна, мы не знаем.

Эллинистические города, в отличие от городов эпохи Перикла, были разбиты сетью прямых улиц. Прямоугольные площади с общественными зданиями были окружены колоннадами, защищавшими от дождя и зноя. В городах были водопроводы, а в богатых домах - бассейны с проточной водой. Посреди внутренних двориков обычно разбивался цветник, и лицом к водоему ставилась статуя. Поскольку статуя Афродиты не рассчитана на круговой обход и не предназначена для обзора с разных точек зрения, можно предположить, что первоначально она предназначалась для такого окруженного колоннадой дворика.

Ill век до н. э. был для Греции трагическим и бурным. Стремление сбросить господство македонских царей сопровождалось жестокими раздорами между греческими городами, что приводило к исчезновению некоторых из них с лица земли. Если храмы и священные рощи еще сохраняли неприкосновенность, то дома подвергались разграблению. Статуя Афродиты, вероятно, не раз меняла владельцев.

Междоусобные войны приводили не только к обнищанию многих людей, но и к быстрому, порой неожиданному обогащению отдельных личностей. В начале II века до н. э. появились богачи, владевшие обширными землями. Помимо городских домов они строили загородные виллы с обширными парками. Теперь, когда каждый преследовал собственные интересы и искал лишь собственной выгоды, искусство должно было подчиняться личным вкусам.

Произведения художников должны были служить досугу, созерцанию «чистой красоты», далекой и от великих идей, и от глубоких страстей.

Афродита, входящая в воду, должно быть, казалась особенно естественной и изящной на фоне зелени. На открытом воздухе мрамор был золотистым, солнечные блики и игра цветных рефлексов смягчали контуры, и настороженный поворот головы богини был как бы оправдан самой обстановкой парка.

Рим во 11 веке до н. э. призывал греков на борьбу с македонскими царями. Воинственные и неприхотливые римляне гордились своими республиканскими порядками и ставили себя грекам в пример. Однако в 168 году до н. э., когда последний македонский царь Персей потерпел поражение от соединенных сил римлян и греков, Греция оказалась во власти своих вчерашних союзников.

Римский консул Эмилий Павел хорошо знал Элладу. Еще перед войной с Македонией он из Греции отправил в Рим несколько кораблей с вазами, статуями и даже разобранными на части храмами. Когда римляне победили македонян, перед триумфальной колесницей Эмилия Павла, к которой был прикован царь Персей, несли трофейные щиты и шлемы, семьсот пятьдесят сосудов с серебром, семьдесят семь сосудов с золотом. Сзади на волах в двухстах пятидесяти открытых повозках везли произведения искусства. Среди них, скорее всего, находилась и статуя Афродиты.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « История Венеры ТаврическойТворения Фидия и Праксителя »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Трус.Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
    Большой парад
    Герберт Китченер: Кто подставил фельдмаршала

    Льюис: Пулемёт товарища Сухова



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне