Опубликовано: Июль 28, 2011

Исследования Б.Р. Виппера

В античном мире термин «эстетика» не употреблялся, а эстетическая деятельность была растворена в самом бытии, которое и представлялось мыслителям Древней Греции воплощением прекрасного и совершенного. Поэтому объектом исследования А. Ф. Лосева неизбежно должна была стать вся целостная картина мира, которую рисовали себе древние греки. Сочетая в себе данные выдающегося философа и филолога, А. Ф. Лосев провел беспрецедентную работу по сверке подлинных текстов греческих мыслителей, чтобы раскрыть эстетический смысл категорий времени и пространства в истории древнегреческой мысли. Он показал, как эти категории сливались в мифах и как сами древнегреческие мифы постепенно перерождались в религию и философию, пронизанные идеей прекрасного.

На фоне грандиозной, высокой и совершенной прежде всего в эстетическом смысле картины мира творения зодчества, пластики и прикладного искусства, как бы велики они ни были, отодвигались А. Ф. Лосевым на второй план и античная культура снова начала терять «визуальность».

Однако это не было возвращением к былому, а лишь витком спирали развития. Изобразительное искусство Древней Греции не переставало служить предметом исследований.

Борис Робертович Виппер был, вероятно, первым ученым, обратившим внимание на то, что «эволюция методов искусствознания совершается в постоянном согласии с развитием самого искусства новой Европы». Будучи сам последовательным поборником реалистического искусства, Виппер требовал от искусствознания охвата духовной жизни исследуемой эпохи во всей ее широте, с тем чтобы вопрос «как» творили художники данной эпохи освещался и углублялся объяснением, «почему» искусство отливалось именно в данные формы, каковы «первопричины» и закономерности его развития.

Б. Р. Виппер усматривал в переоценке греческого искусства, имевшей место в конце XIX- XX веке, проявление кризиса буржуазной культуры и прежде всего присущего ей индивидуализма.

Во времена Б. Р. Виппера о греческом искусстве как о всеобщей и вневременной норме уже, разумеется, не могло быть и речи. Но это не означало с его точки зрения, права исследователя отбрасывать нормы, которыми руководствовались сами греки, нормы, которые вытекали из всего строя их жизни и древнегреческой культуры.

Как считал Б. Р. Виппер, отсутствие интереса к индивидуальному и единичному, выраженное, например, в обобщенности и неопределенности мимики греческих статуй,- не свидетельство ограниченности греческого скульптора, а результат его стремления выразить «богоравность» человека. Возвышенная одухотворенность и типизация, которые после греков действительно никем в скульптуре более не достигнуты, гармония и равновесие памятников архитектуры, которые не были впоследствии превзойдены,- результат места, которое человек занимал в античном мире.

В книге «Искусство Древней Греции», вышедшей в 1972 году (уже после смерти автора), Б. Р. Виппер, в отличие от А. Ф. Лосева, рассматривает переход от архаики к классике как революцию, отразившуюся во всех областях духовной жизни. На огромном фактическом материале, преимущественно материале находок первой трети XX века, Б. Р. Виппер анализирует и реконструирует скульптурное убранство афинского Акрополя, определяет место Фидия в системе высокой классики и намечает основные этапы его творчества.

Б. Р. Виппер исходил из слов Карла Маркса о том, что древнегреческое общество было естественным детством человечества. Детство новой культуры не могло воспринять форм, которые создали пришедшие к дряхлости общества Древнего Востока. Древнегреческое общество не желало связывать себя застылыми канонами, ибо его собственные представления о мире и человеке, о добре и зле, о жизни и смерти были подвижны и находились в становлении. Произведение художника представлялось поэтому грекам не носителем и не порождением таинственных сил, а казалось «слепком» с прекрасной действительности, сделанным из камня, металла или глины искусными руками.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« История античной эстетики.Исторические лица »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Песня песен
Закат после дождя
Владимир Васильевич Карпов (Из лагеря — в штрафбат)

Винсент Ван Гог - такой, каким его не представляли



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне