Опубликовано: Июль 28, 2011

История античной эстетики.

Античность оказалась не такой беломраморной, какой ее представлял себе некогда Винкельман, но и не столь пестрой, какой она рисовалась романтикам.

Хотя архаические скульптуры столь высокого качества ранее не были известны, греческая архаика была уже сравнительно хорошо изучена. Тем не менее выставленные в небольшом музее позади Парфенона мраморные девушки в длинных, покрытых гравированным орнаментом одеждах послужили поводом для атаки на искусство греческой классики.

В конце XIX века понятие «развитие» в гуманитарных науках нередко вытеснялось заимствованным из биологии понятием «эволюция». Сторонники эволюционных теорий отрицали прогресс и регресс и утверждали равноценность различных периодов истории, в том числе и периодов истории древнегреческого общества. В этом свете греческая классика переставала быть высшей точкой развития античной культуры. Парфенон и Эрехтейон лишались значения, которое им еще недавно отводилось, а Фидий в качестве звена эволюционного процесса, в котором личность играет самую незначительную роль, становился в глазах критиков администратором правительства Перикла.

Философские течения противоположного направления, утверждавшие биологическое неравенство, право сильного и роль исключительной личности, в свою очередь начали наступление на классику, противопоставив дополисное мироощущение в качестве возвышенного - аристократического - «низменному» демократизму полиса времен расцвета. Древние греки оказывались маленьким, хищным, коварным народцем, занятым непрерывными междоусобицами, который первым продемонстрировал пороки демократии как тирании продажной и капризной древнегреческой черни.

Классицисты и романтики ценили в греческом искусстве достигнутое в эпоху высокой классики преодоление архаических традиций, теперь же наивысшая оценка давалась тем памятникам греческого искусства, в которых архаические черты не были преодолены. В обусловленной каноном связанности поз, скованности, загадочной улыбке, играющей на губах архаических статуй, в устремленном в пространство взгляде усматривалось интуитивное постижение высших потусторонних истин, недоступных определению и изложению. В ясности и пластичности образов классического искусства виделись утрата былой глубины, «уплощение» культуры, сопровождающие ее переход из достояния немногих избранных в достояние большинства.

И сторонники эволюционной теории, и сторонники крайнего

субъективизма сходились в одном: и те, и другие рассматривали греческое искусство и культуру в целом как результат творческой деятельности свободных граждан. «Говорящие орудия», которыми в античном мире были рабы, исключались из исторической картины в силу того, что творческий труд был им недоступен и этические нормы к ним применяться не могли.

С середины XX столетия в гуманитарных науках начинает преобладать системный анализ. Начинается и изучение древнегреческой культуры во всей взаимообусловленности ее отдельных областей. Такое исследование дало чрезвычайно важные результаты в многотомной «Истории античной эстетики» (1964-1974) А. Ф. Лосева. Героическое мироощущение гражданина полиса, считает Лосев, не было изолировано от общества в целом. Оно вообще было бы невозможным без наличия раба, освобождающего досуг гражданина для воинских упражнений, философии и риторики и создающего определенные гарантии личности свободного человека. В силу этого утверждение подвига как цели и смысла жизни героя по своему существу аристократично. Противопоставление дополисного мироощущения - полисному и архаического искусства - классике, стало быть, лишено смысла.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Работы на АкрополеИсследования Б.Р. Виппера »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Пиво. Живописная формула
Автопортрет с букетом
Летающая лодка Георгия Бериева

Агния Барто: Переводчица с детского



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне