Опубликовано: Июль 28, 2011

Эстетика - наука о прекрасном.

Существует немного книг, которые по своему влиянию на развитие художественной культуры могли бы сравниться с «Историей искусства древности» Иоганна Винкельмана, вышедшей в свет в 1763 году. Выход этой книги знаменует рождение искусствознания как особой научной дисциплины.

XVII век был веком формирования современного научного мышления и создания грандиозных научных и мировоззренческих систем. Историки Нового времени собрали материал, поражающий своим объемом современного человека. Они нарисовали величественную панораму Всемирной истории и в ней отвели Древней Греции место между Персидской державой и Древним Римом.

Однако рождение истории искусства в XVIII веке одним лишь развитием истории объяснить нельзя.

В средние века люди признавали только одного творца - бога, который создал мир «из ничего».

В эпоху Возрождения возникновение на доске, холсте или белой стене пространства, наполненного горами и долами, постройками и людьми, стало почитаться подобием сотворения мира. Не случайно великие художники Возрождения удостаивались прозвища «божественный». Литература об искусстве в XVI- XVII веках стала теперь носить биографический характер, это была «история творцов».

С появлением в середине XVIII века науки об элементах, условиях и законах прекрасного - эстетики искусство начинает рассматриваться как деятельность, основанная на особых законах красоты и, вследствие этого, отличная от любой другой созидательной деятельности.

Вычленив из общих законов природы незыблемые и неизменные законы прекрасного, эстетика открыла тем самым возможность устанавливать закономерности художественной деятельности.

Винкельман, различавший приближение искусства к идеалу, то есть прогресс, и удаление искусства от идеала, то есть регресс, положил начало науке, рассматривающей искусство исторически.

Античные памятники отвечали нормам, которые эстетика в XVIII веке считала «естественными», то есть отвечающими самой природе.

Греческой классике эпохи Перикла Винкельман приписывал идеальную гармонию, уравновешенность и пластическую ясность. Для него это была эпоха, когда в искусстве царили «благородная простота и спокойное величие» или, иными словами, красота и благо полностью совпадали. Поэтому путь от архаики к классике Винкельман считал прогрессом.

Винкельман объяснял искусство «золотого века» Перикла расцветом афинской демократии. В проявлении же страстей, свойственном более позднему греческому искусству, усматривал отклонение от заветов Фидия, регресс, результат упадка демократии, а затем и установления деспотических режимов. Его высказывания о том, что «деспотизм ограничивает поле искусства», служили третьему сословию революционной Франции орудием в борьбе с абсолютизмом.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Турецкая экспансияИдеи Винкельмана »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Небольшая комната для рисования
    картина Возрождение человека :: Pavel Filonov
    Кандинский в Париже в 1934-1944 годах

    Браунинг: человек и пистолет



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне