Опубликовано: Июль 28, 2011

Проникновение греческой культуры в Европу.

В 1204 году западные рыцари-крестоносцы, нарушив союзный договор с Византией, напали на Константинополь и подвергли его разгрому. Византийские императоры сохранили лишь восток государства со столицей в Никее, западная его часть превратилась в аморфную Латинскую империю, в состав которой вошло герцогство Афинское. Эрехтейон при этом был превращен в герцогский дворец, а Парфенон переделан в католическую церковь. Католики еще яростнее, нежели православные, уничтожали творения греческих мастеров, сохранившиеся на Акрополе, однако фронтонные фигуры не воспринимались ими как предмет поклонения, и мраморные статуи Фидия остались на своих местах.

Европа сохраняла память о Древней Греции не только благодаря связи с Афинским герцогством, в котором главную роль играли выходцы из Флоренции. На протяжении всего средневековья ученые монахи изучали труды греческих философов, переведенные на латынь, и истолковывали их как символы божественной истины. Латинские переводы Аристотеля считались авторитетом столь же непререкаемым, как труды отцов церкви.

В XIV веке в Италии начали формироваться представления о человеке, воля, сила и разум которого не знают преград. Гуманисты, искавшие в трудах античных писателей обоснование образа сильного, свободного, радостного героя, прекрасного душой и телом, начали поиски рукописей в монастырских библиотеках. Многие из них были переводами с греческого, другие - древнегреческими оригиналами. В 1396 году флорентийцы пригласили из Константинополя ученого грека Мануила для чтения лекций по древнегреческой философии, литературе и языку. Мануил нашел благодарных слушателей, и уже в начале XV веке ряд флорентийцев владели древнегреческим языком настолько, чтобы читать рукописи самостоятельно.

Если в средние века понятие Греции не отделялось от Древнего Рима, то в эпоху Возрождения античность уже делилась на греческую и римскую.

Однако деление было скорее географическим, нежели историческим. Каждый памятник античного искусства представлялся воплощением идеальной красоты, выражением величия Человека. Античная культура представлялась совершенной и целостной, а ее возрождение - смыслом истории. Все без исключения античные произведения искусства казались идеальными, поэтому вопрос о разнице между творениями греческих и римских мастеров не возникал.

В эпоху Возрождения представление о культуре, унаследованное от средних веков, по-прежнему замыкалось границами филологии и этики. Под Возрождением подразумевали прежде всего возрождение античной словесности. Впервые из умозрительной, литературной античная Греция становится «визуальной» в 1509 году, когда Рафаэль украсил фреской «Афинская школа» комнату дворца римских пап в Ватикане. Мыслители Древней Греции были уже столь хорошо известны, что художник вывел в качестве персонажей своей композиции авторов основных, философских учений античности. Изобразив в центре фрески Платона и Аристотеля, ведущих спор, Рафаэль противопоставил неподвижности авторитета, господствовавшего в средневековье, динамику живой мысли, которую утверждала эпоха Возрождения. Фреска Рафаэля исполнена духа диалогичности, присущего и философской литературе его времени, и сочинениям древнегреческих мыслителей. Однако диспут мудрецов представлен был Рафаэлем отнюдь не в афинских «декорациях», художник еще не стремился увидеть различие между Грецией и Римом. Он изобразил своих персонажей под сводами импозантного римского сооружения, ибо античность для художников и ученых его времени была едина, а ее высшую славу олицетворял Рим.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Афины-центр философииТурецкая экспансия »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Вверх
Симфония Шостаковича
Общественный строй скифо-саков

Смоленск и его укрепления



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне