Опубликовано: Июль 28, 2011

Проникновение греческой культуры в Европу.

В 1204 году западные рыцари-крестоносцы, нарушив союзный договор с Византией, напали на Константинополь и подвергли его разгрому. Византийские императоры сохранили лишь восток государства со столицей в Никее, западная его часть превратилась в аморфную Латинскую империю, в состав которой вошло герцогство Афинское. Эрехтейон при этом был превращен в герцогский дворец, а Парфенон переделан в католическую церковь. Католики еще яростнее, нежели православные, уничтожали творения греческих мастеров, сохранившиеся на Акрополе, однако фронтонные фигуры не воспринимались ими как предмет поклонения, и мраморные статуи Фидия остались на своих местах.

Европа сохраняла память о Древней Греции не только благодаря связи с Афинским герцогством, в котором главную роль играли выходцы из Флоренции. На протяжении всего средневековья ученые монахи изучали труды греческих философов, переведенные на латынь, и истолковывали их как символы божественной истины. Латинские переводы Аристотеля считались авторитетом столь же непререкаемым, как труды отцов церкви.

В XIV веке в Италии начали формироваться представления о человеке, воля, сила и разум которого не знают преград. Гуманисты, искавшие в трудах античных писателей обоснование образа сильного, свободного, радостного героя, прекрасного душой и телом, начали поиски рукописей в монастырских библиотеках. Многие из них были переводами с греческого, другие - древнегреческими оригиналами. В 1396 году флорентийцы пригласили из Константинополя ученого грека Мануила для чтения лекций по древнегреческой философии, литературе и языку. Мануил нашел благодарных слушателей, и уже в начале XV веке ряд флорентийцев владели древнегреческим языком настолько, чтобы читать рукописи самостоятельно.

Если в средние века понятие Греции не отделялось от Древнего Рима, то в эпоху Возрождения античность уже делилась на греческую и римскую.

Однако деление было скорее географическим, нежели историческим. Каждый памятник античного искусства представлялся воплощением идеальной красоты, выражением величия Человека. Античная культура представлялась совершенной и целостной, а ее возрождение - смыслом истории. Все без исключения античные произведения искусства казались идеальными, поэтому вопрос о разнице между творениями греческих и римских мастеров не возникал.

В эпоху Возрождения представление о культуре, унаследованное от средних веков, по-прежнему замыкалось границами филологии и этики. Под Возрождением подразумевали прежде всего возрождение античной словесности. Впервые из умозрительной, литературной античная Греция становится «визуальной» в 1509 году, когда Рафаэль украсил фреской «Афинская школа» комнату дворца римских пап в Ватикане. Мыслители Древней Греции были уже столь хорошо известны, что художник вывел в качестве персонажей своей композиции авторов основных, философских учений античности. Изобразив в центре фрески Платона и Аристотеля, ведущих спор, Рафаэль противопоставил неподвижности авторитета, господствовавшего в средневековье, динамику живой мысли, которую утверждала эпоха Возрождения. Фреска Рафаэля исполнена духа диалогичности, присущего и философской литературе его времени, и сочинениям древнегреческих мыслителей. Однако диспут мудрецов представлен был Рафаэлем отнюдь не в афинских «декорациях», художник еще не стремился увидеть различие между Грецией и Римом. Он изобразил своих персонажей под сводами импозантного римского сооружения, ибо античность для художников и ученых его времени была едина, а ее высшую славу олицетворял Рим.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Афины-центр философииТурецкая экспансия »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Молящаяся женщина
Большой цирк
Откуда есть пошла шотландская земля

Выставка киноплаката из собраний Русского музея



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне