Опубликовано: Июль 28, 2011

Греческое зодчество во время Никиева мира

Спартой управляли цари. Спартанца отнимали у матери в раннем детстве и воспитывали в казарме, приучая безоговорочно выполнять приказы. Высшим достоинством спартанца считалось умение повиноваться. Спарта не знала демократии, ее граждане не должны были участвовать в решении дел государства. Никто не смел покинуть полис без разрешения царя, и никто не мог пересечь его границу, не испросив разрешения. В Спарте было нетрудно воспрепятствовать проникновению демократических идей, а в Афинах демагогам удавалось подрывать демократию, ставя в пример железную дисциплину спартанцев.

К Спарте примкнули полисы, враждебные Афинам, но и Афины сохранили сильных союзников.

Война, названная Пелопоннесской, была ожесточенной и опустошительной, но силы долгое время были равны, и обе стороны вынуждены были заключить в 421 году до н. э. мир, известный под именем Никиева.

Во время Никиева мира на Акрополе был построен еще один храм.

Против северной колоннады Парфенона словно горит освещенная солнцем (в Афинах пасмурный день редкость) южная стена Эрехтейона. Взор отдыхает на плоскости, играющей сложным ритмом мраморных блоков, высота которых уменьшается от основания к фризу. У края стены шесть мраморных дев поддерживают мраморное перекрытие. Это прославленный «Портик кариатид».

Мраморные девушки с ношей на голове высоки и стройны, но все они одинаковы и в одинаковых длинных, стянутых поясами одеждах. Фигуры, поставленные взамен колонн, лишены свободы героев Фидия. В их единообразии зритель ощущает пассивность и подчинение внешней силе.

Слово «портик» означает преддверие, колоннаду перед входом. Однако «Портик кариатид» не имеет дверей, и внутрь храма войти отсюда нельзя. Служил ли он трибуной почетным лицам или здесь собирались жрецы перед началом давно забытых церемоний, не так уж важно. Важнее его роль в качестве вехи на пути развития древнегреческого зодчества.

Эрехтейон стоит там, где скала Акрополя резко понижается к северо-западу. Благодаря рельефу портик с северной стороны выше, чем портик с восточной. Большой северный портик выступает дальше восточного, и это уравновешивает здание и придает ему живописность.

Северный портик ведет в святилище Афины, туда, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Эту статую в дни панафинейских празднеств торжественно переносили в Парфенон, чтобы надеть на нее шерстяной пеплос, вытканный афинскими девушками, а затем возвращали обратно. Из святилища Афины дверь вела в маленький дворик, где росло одинокое, единственное на всем Акрополе, оливковое дерево. Именно на этом месте Афина якобы совершила свое чудо, а дерево и есть та самая священная олива. Восточный портик вел в святилище Посейдона, где можно было увидеть три борозды - след, оставленный при ударе о скалу трезубцем бога.

Во времена Фидия в греческом зодчестве господствовали дорические колонны, творение воинственных и суровых жителей севера. С конца V века до н. э. в Афинах предпочитали ионический ордер. Ионические колонны с капителями в виде тугих спиралей возникли не без влияния украшенных спиралями колонн Персеполя. Но в Греции восточные формы утратили грандиозность. Эрехтейон поражал ювелирной тонкостью вырезанных в мраморе капителей и орнаментов, а завершающий стену фиолетовый фриз с белыми фигурами был похож на драгоценную камею.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Искусство портретаПоложение Афин после Пелопоннесской войны. »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Город
Необъективная композиция
Разведка Киевской Руси

Широкая двухстворчатая дверь, разделенная на четыре части



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне