Опубликовано: Июль 28, 2011

Древний Парфенон

Парфенон втрое ниже построек Персеполя. Греческие архитекторы, в отличие от вавилонян и персов, не стремились подавить зрителя гигантским, сверхчеловеческим масштабом. Наоборот, они старались соразмерить с ним каждую часть своего сооружения. Нигде люди не ощущали себя такими большими, сильными и широкоплечими, как перед Парфеноном, ибо его строители, греческие зодчие Иктин и Калликрат, как и все греки, чувствовали себя и в самом деле равными богам.

Парфенон, подобно Пропилеям, построен в древнейшем из архитектурных ордеров. Дорические колонны, упруго сужающиеся кверху, произошли от деревянных столбов, которые всегда вкапывались толстым концом в землю. Лежащая на колоннах поперечная мраморая балка (архитрав) тоже произошла от деревянных перекладин, соединявших некогда столбы, а чередующиеся над архитравом мраморные прямоугольники (триглифы) - напоминают о торцах продольных балок.

На первый взгляд, колонны Парфенона отстоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности же на торцах храма пролеты между ними незаметно увеличиваются к центру, и от этого кажется, что здание как бы приглашает войти. На фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше - свет как бы «съедает» объем: угловые колонны (те, что вырисовываются на фоне неба) чуть массивнее тех, что видны на фоне стены, и от этого все они кажутся одинаковыми. Стоят колонны не вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, от этого оно выглядит стройнее и выше.

В карнизах, ступенях, перекрытиях - всюду учтено несовершенство человеческого зрения. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все сделано с расчетом на то, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.

Греки сравнивали колонны с перьями птицы и свои храмы называли «периптер» - оперенный. Колоннада окружала храм воздушным слоем, и потому переход от замкнутого стенами архитектурного объема к пространству природы не был внезапным, а получался мягким, постепенным, естественным.

«Город, обильно снабженный всеми средствами обороны, необходимыми для войны, должен использовать свои богатства на труды, чье завершение сулит ему бессмертную славу»,- говорил Перикл. На строительство Парфенона, завершенного в 438 году до н. э., греки не пожалели труда. Каждый каменотес был проникнут мыслью, что он приобщает свой город к немеркнущей славе. В отличие от художников позднейших времен, считавших для себя сравнение с ремесленником оскорбительным, древние греки не видели разницы между ремеслом и искусством. Они не отдавали предпочтения тем, кто ваял скульптуры, перед теми, кто добывал для Парфенона мрамор.

 С таким же уважением относились к каменщикам, вытесывавшим круглые барабаны для колонн, мраморные балки для перекрытий или подгонявшим один к другому каменные блоки с такой точностью, что кладку можно было вести без извести, цемента или другого связующего вещества. Эти же люди покрывали колонны, стены и статуи тончайшим слоем воска, предохраняющего камень от действия времени, и раскрашивали отдельные детали капителей и карнизов восковыми красками.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Богиня АфинаГлавный праздник Афин »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Картина с белой полосой
Супрематический рисунок
Королева Теоделинда не уберегла Рим от разграбления

Тихая смерть (стрелы английских стрелков)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне