Опубликовано: Июль 28, 2011

Древний Парфенон

Парфенон втрое ниже построек Персеполя. Греческие архитекторы, в отличие от вавилонян и персов, не стремились подавить зрителя гигантским, сверхчеловеческим масштабом. Наоборот, они старались соразмерить с ним каждую часть своего сооружения. Нигде люди не ощущали себя такими большими, сильными и широкоплечими, как перед Парфеноном, ибо его строители, греческие зодчие Иктин и Калликрат, как и все греки, чувствовали себя и в самом деле равными богам.

Парфенон, подобно Пропилеям, построен в древнейшем из архитектурных ордеров. Дорические колонны, упруго сужающиеся кверху, произошли от деревянных столбов, которые всегда вкапывались толстым концом в землю. Лежащая на колоннах поперечная мраморая балка (архитрав) тоже произошла от деревянных перекладин, соединявших некогда столбы, а чередующиеся над архитравом мраморные прямоугольники (триглифы) - напоминают о торцах продольных балок.

На первый взгляд, колонны Парфенона отстоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности же на торцах храма пролеты между ними незаметно увеличиваются к центру, и от этого кажется, что здание как бы приглашает войти. На фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше - свет как бы «съедает» объем: угловые колонны (те, что вырисовываются на фоне неба) чуть массивнее тех, что видны на фоне стены, и от этого все они кажутся одинаковыми. Стоят колонны не вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, от этого оно выглядит стройнее и выше.

В карнизах, ступенях, перекрытиях - всюду учтено несовершенство человеческого зрения. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все сделано с расчетом на то, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.

Греки сравнивали колонны с перьями птицы и свои храмы называли «периптер» - оперенный. Колоннада окружала храм воздушным слоем, и потому переход от замкнутого стенами архитектурного объема к пространству природы не был внезапным, а получался мягким, постепенным, естественным.

«Город, обильно снабженный всеми средствами обороны, необходимыми для войны, должен использовать свои богатства на труды, чье завершение сулит ему бессмертную славу»,- говорил Перикл. На строительство Парфенона, завершенного в 438 году до н. э., греки не пожалели труда. Каждый каменотес был проникнут мыслью, что он приобщает свой город к немеркнущей славе. В отличие от художников позднейших времен, считавших для себя сравнение с ремесленником оскорбительным, древние греки не видели разницы между ремеслом и искусством. Они не отдавали предпочтения тем, кто ваял скульптуры, перед теми, кто добывал для Парфенона мрамор.

 С таким же уважением относились к каменщикам, вытесывавшим круглые барабаны для колонн, мраморные балки для перекрытий или подгонявшим один к другому каменные блоки с такой точностью, что кладку можно было вести без извести, цемента или другого связующего вещества. Эти же люди покрывали колонны, стены и статуи тончайшим слоем воска, предохраняющего камень от действия времени, и раскрашивали отдельные детали капителей и карнизов восковыми красками.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Богиня АфинаГлавный праздник Афин »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Белла с белым воротничком
Портрет В. В. Рождественского
Меч королей польских- Щербец

Адаптация в обществе по знаку Зодиака



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне