Опубликовано: Июль 28, 2011

Богиня Афина

Подобно тому, как древние города были отдельным миром, противопоставленным природе, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу, миром, в котором реальность сливалась с мифом. Каждый, переступавший порог Пропилеи, чувствовал себя приобщенным к бессмертию, ибо здесь, на вершине священной скалы, время как бы «останавливалось» и вчерашний слушатель рапсода, распевавшего сказания о богах и героях, сегодня на Акрополе ощущал непосредственную близость богов и становился если не участником их деяний, то свидетелем их превращений.

Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура Афины в чешуйчатом панцире. Отлитая из бронзы, она тем не менее не была для афинян неодушевленным металлом. В борьбе за независимость было осознано единство между людьми и землей, на которой они выросли. Хотя своей родиной грек и считал лишь маленький полис, он беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, вся Греция в целом и каждый полис в отдельности, в том числе Афины, могли в любой момент обратиться к войне. «Убежденные в том, что счастье в свободе, а свобода в мужестве, смело смотрите в лицо опасности»,- говорил Перикл, напоминая согражданам, что свободный человек - и гражданин, и солдат. Вооруженный мир не был отвлеченным понятием. Он существовал в обличий покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной - вооруженным миром, которым можно любоваться, обходить вокруг и даже дотрагиваться рукой.

В отличие от мастеров Древнего Египта, греческий скульптор не придерживался раз и навсегда установленных образцов. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест, более красивый, величественный и убедительный.

Правда, сами греки называли каноном систему пропорций, установившую, что голова составляет 1 /7 роста человека. Однако греческий канон не был неизменным и за его соблюдением не следили жрецы. Каждый мастер, в зависимости от своего характера или избранного сюжета, вносил в него изменения. Не знало греческое искусство раз и навсегда установленных сюжетов. То, что воспевалось в мифах,- весь мир богов и героев стал в греческом полисе V века до н. э. объектом воплощения в зримых образах.

Мир представлялся греками в постоянном циклическом движении, которое было проявлением его совершенства. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. То из искусств, которое меньше других связано условностями и достигает большей достоверности изображения, представлялось более важным. Скульптура считалась главным среди искусств, и работы на Акрополе возглавлял не архитектор, а скульптор, автор бронзовой статуи Афины. Звали его Фидий.

Как гласил миф, на роль покровителя полиса претендовали два божества - Посейдон и Афина. Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода; Афина дотронулась до скалы копьем, и на этом месте поднялась цветущая олива. Чудо, содеянное Афиной, боги признали более полезным, они отдали город под ее покровительство и нарекли его по имени богини Афинами.

Посейдон, бог моря, был богом богачей, владеющих кораблями. Афина изобрела гончарный круг, обожгла первые кувшины, дала людям прялку и придумала отвес каменщика. Богиня мудрости представлялась поэтому покровительницей тружеников. Миф о победе Афины над Посейдоном, отразивший победу простого люда Афин над аристократией, имевшую место в афинской истории, был запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона, главного храма Акрополя.

Большинство фигур на фронтоне были изображены обнаженными. Идеалом грека была гармония тела и духа. Человек должен был быть и прекрасен душой и красив. Умение равно владеть своим телом и духом было тем, что делало человека подобным богам, ибо сами греческие боги, непоседливые, пылкие, деятельные, походили на греков. Правда, они принимали любой облик, превращаясь в животных и даже в растения, но в остальном вели себя по-человечески: ссорились, наказывали детей, даже обманывали друг друга. Трепет перед божеством, который испытывали египтяне и вавилоняне, переносившие на богов свои представления о природе, был чужд грекам. Они творили богов из своего собственного гения и своей собственной красоты.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Древний АкропольДревний Парфенон »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Автопортрет
Посток импровизации
Австралия: Княжество реки Хатт

Пистолет-пулемёт «Узи» — второй после «Калашникова»



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне