Опубликовано: Июль 28, 2011

Богиня Афина

Подобно тому, как древние города были отдельным миром, противопоставленным природе, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу, миром, в котором реальность сливалась с мифом. Каждый, переступавший порог Пропилеи, чувствовал себя приобщенным к бессмертию, ибо здесь, на вершине священной скалы, время как бы «останавливалось» и вчерашний слушатель рапсода, распевавшего сказания о богах и героях, сегодня на Акрополе ощущал непосредственную близость богов и становился если не участником их деяний, то свидетелем их превращений.

Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура Афины в чешуйчатом панцире. Отлитая из бронзы, она тем не менее не была для афинян неодушевленным металлом. В борьбе за независимость было осознано единство между людьми и землей, на которой они выросли. Хотя своей родиной грек и считал лишь маленький полис, он беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, вся Греция в целом и каждый полис в отдельности, в том числе Афины, могли в любой момент обратиться к войне. «Убежденные в том, что счастье в свободе, а свобода в мужестве, смело смотрите в лицо опасности»,- говорил Перикл, напоминая согражданам, что свободный человек - и гражданин, и солдат. Вооруженный мир не был отвлеченным понятием. Он существовал в обличий покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной - вооруженным миром, которым можно любоваться, обходить вокруг и даже дотрагиваться рукой.

В отличие от мастеров Древнего Египта, греческий скульптор не придерживался раз и навсегда установленных образцов. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест, более красивый, величественный и убедительный.

Правда, сами греки называли каноном систему пропорций, установившую, что голова составляет 1 /7 роста человека. Однако греческий канон не был неизменным и за его соблюдением не следили жрецы. Каждый мастер, в зависимости от своего характера или избранного сюжета, вносил в него изменения. Не знало греческое искусство раз и навсегда установленных сюжетов. То, что воспевалось в мифах,- весь мир богов и героев стал в греческом полисе V века до н. э. объектом воплощения в зримых образах.

Мир представлялся греками в постоянном циклическом движении, которое было проявлением его совершенства. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. То из искусств, которое меньше других связано условностями и достигает большей достоверности изображения, представлялось более важным. Скульптура считалась главным среди искусств, и работы на Акрополе возглавлял не архитектор, а скульптор, автор бронзовой статуи Афины. Звали его Фидий.

Как гласил миф, на роль покровителя полиса претендовали два божества - Посейдон и Афина. Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода; Афина дотронулась до скалы копьем, и на этом месте поднялась цветущая олива. Чудо, содеянное Афиной, боги признали более полезным, они отдали город под ее покровительство и нарекли его по имени богини Афинами.

Посейдон, бог моря, был богом богачей, владеющих кораблями. Афина изобрела гончарный круг, обожгла первые кувшины, дала людям прялку и придумала отвес каменщика. Богиня мудрости представлялась поэтому покровительницей тружеников. Миф о победе Афины над Посейдоном, отразивший победу простого люда Афин над аристократией, имевшую место в афинской истории, был запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона, главного храма Акрополя.

Большинство фигур на фронтоне были изображены обнаженными. Идеалом грека была гармония тела и духа. Человек должен был быть и прекрасен душой и красив. Умение равно владеть своим телом и духом было тем, что делало человека подобным богам, ибо сами греческие боги, непоседливые, пылкие, деятельные, походили на греков. Правда, они принимали любой облик, превращаясь в животных и даже в растения, но в остальном вели себя по-человечески: ссорились, наказывали детей, даже обманывали друг друга. Трепет перед божеством, который испытывали египтяне и вавилоняне, переносившие на богов свои представления о природе, был чужд грекам. Они творили богов из своего собственного гения и своей собственной красоты.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Древний АкропольДревний Парфенон »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Жизнь крестьянина
Художник над Витебском
«Vauderie d’Arras» (аррасское вальденство) или нашествие ведьм на Аррас (Франция)

Выставка Марка Шагала «Библейские сюжеты»



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне