Опубликовано: Июль 28, 2011

Древний Акрополь

Море кормило Грецию. Греки были рыбаками и мореплавателями, но пиратство было неистребимой язвой античного мира, и люди селились в глубине страны.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления на случай, если враг прорвет кольцо городских стен. Такая цитадель в Греции называлась акрополем.

Однако акрополь Афин был не только внутренней крепостью. Греки - эти создатели величайшей культуры - хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священную сферу очистительных сил и бессмертия.

Казалось бы, вход в Акрополь должен был быть мощным, неприступным крепостным сооружением, подобно воротам Иштар в Вавилоне, однако бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепляли его лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. Этой границей служила колоннада, называвшаяся Пропилеи.

Греки усовершенствовали порядок расположения частей здания - ордер, заимствованный из архитектуры Египта. Колонны Пропилеи, сужающиеся кверху и завершенные подобием круглой подушки, назывались дорическими. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества, подобием дорян, северных греческих племен, воинственных и выносливых.

Пропилеи не симметричны. Правое крыло словно сжалось, чтобы дать место мраморному храмику, который так мал и изящен, что при взгляде на него люди ласково улыбаются. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, чем колонны Пропилеи, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это воплощение женственности - колонны ионического ордера.

Богиня победы Нике, в отличие от бога войны Ареса, изображалась безоружной, ибо Победа выше оружия. Победа непостоянна, она перелетает от одного противника к другому, и поэтому Нике отличали орлиные крылья. После греко-персидских войн афиняне утверждали, что, поселившись в их городе, Нике уже никогда его не покинет, и потому изобразили победу без крыльев, а храмик назвали Храмом Бескрылой Победы - Нике Аптерос. Размер храмика Нике Аптерос говорит о том, что Победа стала «домашней» богиней Афин. И как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из рельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии.

Храмик Нике поставлен перед Пропилеями, перед входом в Акрополь, потому что в представлении его создателей Победа навечно слилась с афинским народом.

Левое крыло Пропилеи - просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи - Пинакотека. Хотя Пинакотека была памятником победы над персами, но не сражения трех минувших персидских войн были воспроизведены над панелью из лиловатого мрамора - древние живописцы изобразили здесь сцены осады Трои, воспетой слепым рапсодом Гомером.

Поэмы Гомера были главным предметом в древнегреческой школе. Герои Гомера служили образцами непревзойденной доблести, а их подвигами каждый грек гордился больше, чем тем, что совершил он сам. Древние греки не мыслили себе прошлое безвозвратно ушедшим, наоборот, им казалось, что события и ситуации, связанные с героями мифа, повторяются сызнова, связывая настоящее с прошлым. Героизм поэтому они усматривали не в свершении новых подвигов, а в повторении того, что уже единожды свершили герои мифов. Встречая на стенах Пинакотеки знакомые образы Гомера, грек, отождествляя себя с ними, сызнова переживал не только события греко-троянских войн, но и пафос сражений, в которых он сам недавно принимал участие в составе пешей фаланги или на корабле.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Основы демократииБогиня Афина »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Офицерский парикмахер
Портрет жены художника Н.А.Малевич
Боевые слоны римской армии ( Исторический очерк )

Хатынь — история трагедии



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне