Опубликовано: Июль 28, 2011

Древний Акрополь

Море кормило Грецию. Греки были рыбаками и мореплавателями, но пиратство было неистребимой язвой античного мира, и люди селились в глубине страны.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления на случай, если враг прорвет кольцо городских стен. Такая цитадель в Греции называлась акрополем.

Однако акрополь Афин был не только внутренней крепостью. Греки - эти создатели величайшей культуры - хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священную сферу очистительных сил и бессмертия.

Казалось бы, вход в Акрополь должен был быть мощным, неприступным крепостным сооружением, подобно воротам Иштар в Вавилоне, однако бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепляли его лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. Этой границей служила колоннада, называвшаяся Пропилеи.

Греки усовершенствовали порядок расположения частей здания - ордер, заимствованный из архитектуры Египта. Колонны Пропилеи, сужающиеся кверху и завершенные подобием круглой подушки, назывались дорическими. Дорический ордер греки считали воплощением силы и мужества, подобием дорян, северных греческих племен, воинственных и выносливых.

Пропилеи не симметричны. Правое крыло словно сжалось, чтобы дать место мраморному храмику, который так мал и изящен, что при взгляде на него люди ласково улыбаются. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, чем колонны Пропилеи, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это воплощение женственности - колонны ионического ордера.

Богиня победы Нике, в отличие от бога войны Ареса, изображалась безоружной, ибо Победа выше оружия. Победа непостоянна, она перелетает от одного противника к другому, и поэтому Нике отличали орлиные крылья. После греко-персидских войн афиняне утверждали, что, поселившись в их городе, Нике уже никогда его не покинет, и потому изобразили победу без крыльев, а храмик назвали Храмом Бескрылой Победы - Нике Аптерос. Размер храмика Нике Аптерос говорит о том, что Победа стала «домашней» богиней Афин. И как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из рельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии.

Храмик Нике поставлен перед Пропилеями, перед входом в Акрополь, потому что в представлении его создателей Победа навечно слилась с афинским народом.

Левое крыло Пропилеи - просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи - Пинакотека. Хотя Пинакотека была памятником победы над персами, но не сражения трех минувших персидских войн были воспроизведены над панелью из лиловатого мрамора - древние живописцы изобразили здесь сцены осады Трои, воспетой слепым рапсодом Гомером.

Поэмы Гомера были главным предметом в древнегреческой школе. Герои Гомера служили образцами непревзойденной доблести, а их подвигами каждый грек гордился больше, чем тем, что совершил он сам. Древние греки не мыслили себе прошлое безвозвратно ушедшим, наоборот, им казалось, что события и ситуации, связанные с героями мифа, повторяются сызнова, связывая настоящее с прошлым. Героизм поэтому они усматривали не в свершении новых подвигов, а в повторении того, что уже единожды свершили герои мифов. Встречая на стенах Пинакотеки знакомые образы Гомера, грек, отождествляя себя с ними, сызнова переживал не только события греко-троянских войн, но и пафос сражений, в которых он сам недавно принимал участие в составе пешей фаланги или на корабле.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Основы демократииБогиня Афина »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Семья рыбака
картина Импровизация 11
Летающая лодка Георгия Бериева

Кошмар зыбучих песков



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне