Опубликовано: Июль 28, 2011

Эрнст Херцфельд

В 1924 году правительство Ирана обратилось к Эрнсту Херцфельду, в то время работавшему в Германии, с просьбой подготовить доклад с описанием руин Персеполя и планом раскопок и реставрации. Археолог, филолог и знаток иранской философии Херцфельд в своих работах начала века указывал на ряд отличительных особенностей средневековой иранской литературы, объясняя их стойкими традициями древних доисламских религиозных и философских учений. Этими традициями Херцфельд объяснял и особенности искусства средневекового Ирана, единственной мусульманской страны, обошедшей запрещение Корана изображать людей и животных. Ключом к пониманию культуры позднего Ирана оказывался древний Иран, сокрушенный Александром Македонским.

Херцфельд отнюдь не отрицал прямого заимствования искусством Ирана отдельных мотивов у других народов, однако в центре внимания ученого было не сходство, а отличие культуры Ирана от других древних государств. При рассмотрении в целом она оказывалась самобытной, а ее отдельные художественные элементы - взаимообусловленными частями стройной системы. Эта концепция легла в основу плана раскопок, изложенного Херцфельдом в докладе. Однако за отсутствием у Ирана материальных средств дело дальше публикации доклада не пошло.

Тем временем имя знатока мертвых языков становилось известным всему миру в связи с гонением, которому подвергся Херцфельд в Германии. Чернобородые курчавые древние персы, которыми занимался ученый, этнически принадлежали к арийским племенам, и кабинетные исследования далекого от проблем современности специалиста служили прямым опровержением теории белокурой и голубоглазой расы сверхлюдей, о которых кричала национал-социалистическая пропаганда.

Херцфельд в 1930 году эмигрировал в США, где чикагский Восточный институт, занимавший резко отрицательную позицию по отношению к нацизму, предложил ему возглавить хорошо оборудованную экспедицию в Персеполь. Экспедиции Херцфельда удалось обнаружить фундаменты ряда разобранных в средние века жилых построек, раскопать засыпанную песком и пылью лестницу ападаны, выяснить план дворца царя Дария и установить время строительства столицы персидских царей. Находки экспедиции были столь обильны что с 1934 года и до самой смерти Херцфельд занимался обработкой и расшифровкой архива в составе 34 тысяч глиняных табличек и их фрагментов.

Как археолог, философ и лингвист Херцфельд интересовался исторической стороной дела. Его преемник Эрих Шмидт, архитектор по образованию, с 1935 года возглавлявший экспедицию Восточного института, считал главной задачей реконструкцию архитектуры Персеполя во всем ее величии. Продолжая раскопки, Шмидт одновременно развернул работу над проектом установки каменных блоков на прежние места.

Отказываясь от так называемых «новоделов», широко применявшихся в реставрационных работах XIX - начала XX века, Шмидт в то же время проектировал установку цементных отливов с рельефов и статуй, попавших в музеи других стран. Работа над проектом реставрации была свернута в 1941 году в связи с вступлением Америки во вторую мировую войну и оккупацией союзниками Ирана. (Результаты своей работы Шмидт изложил в трехтомной монографии, печатавшейся с 1953 по 1970 год.)

Еще в 1937 году иранское правительство создало свою национальную археологическую службу. Сотрудники службы ставили себе поначалу весьма ограниченные задачи, но после второй мировой войны Иран вошел в полосу экономического подъема. Возросшие доходы от продажи нефти легли в основу программы модернизации страны и связанных с нею политических амбиций. Персеполь символизировал роль Ирана в истории. Столица мировой державы оказалась принадлежащей не только к истории Востока, но и к истории Запада.

Большую долю расходов по реставрации взяла на себя мировая общественность в лице ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры при ООН).

Именно ЮНЕСКО, рассматривавшая Персеполь в качестве достояния мировой культуры, определила страну, обладающую достаточными научными и техническими возможностями, чтобы взять на себя реставрацию древней столицы Ирана. По поручению ЮНЕСКО итальянские археологи довели проект Шмидта до рабочей стадии. Соответственно проекту итальянские фирмы с помощью мощных подъемных кранов уложили обмеренные еще Херцфель-дом фрагменты зданий на прежние места, а также доставили копии статуй и рельефов, вывезенных из Персеполя в разные музеи мира. Итальянские ученые выполнили свои копии из светло-серого цемента. Издали они сливаются с камнями древних частей ансамбля, но вблизи легко отличимы от них.

Работы были завершены под контролем национальной археологической службы в 1969 году, к 2500-летию иранской государственности, что отмечалось мировой общественностью в Персеполе как интернациональный праздник культуры.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Исследователи ПерсеполяВеличайшие деятели Греции »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Супрематизм
    картина Доярки :: Pavel Filonov
    выставка <Портрет семьи > - Надежда Удальцова и Александр Древин

    Муравьёв-Вешатель: Патриот, да не тот



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне