Опубликовано: Июль 28, 2011

Исследователи Персеполя

Арабские правители сравнительно легко ассимилировали культуру завоеванных стран и оказывали поддержку художникам и поэтам. Они интересовались и далеким прошлым Ирана, в том числе Персеполем. Один из эмиров, перед тем как снять и отправить в свою резиденцию Шираз резные двери одного из дворцов Персеполя, велел перевести себе надписи, покрывавшие двери. Очевидно, в конце X века еще были люди, знавшие язык древней Персии санскрит и умевшие читать клинопись.

Вскоре клинопись и древний язык были окончательно забыты, и мусульманские путешественники и географы стали называть Персеполь Тахт-и-Джемшидом, то есть троном некоего мифического правителя Джемшида.

Иран продолжал оставаться страной блестящей культуры и очень быстро оправился от разгрома, учиненного в XI11 веке монголами, разрушившими иранскую столицу - город Рей - и захватившими страну. При монгольских правителях Иран вступил в новый период культурного расцвета. Европейские путешественники и купцы дивились роскоши иранских дворцов, красоте иранских мечетей, искусству иранских оружейников, ткачей, золотых дел мастеров.

Первым европейцем, посетившим Персеполь, был Иосафат Барбаро - венецианец. Это произошло в 1474 году, но в Европе о Персеполе узнали лишь в XVII веке от итальянского купца Пьетро делла Валла, срисовавшего клиновидные знаки, полагая, что они составляют надписи на каком-то неизвестном языке. По свидетельству Пьетро делла Валла, в 1621 году в Персе-поле стояли на месте 25 колонн ападаны. В 1828 году их осталось только 13. Столько же сохранилось по сей день. Таким образом, разрушение комплекса продолжалось в XVII и XVIII веках.

Убеждение в том, что загадочные руины Тахт-и-Джемшида высятся на месте столицы Ахеме-нидов, высказал в XVI11 веке Карстенс Нибур в своем «Описании Аравии и соседних с ней стран», однако предположение Нибура вызвало бесчисленные возражения со стороны ученых того времени.

Первое подробное описание Персеполя принадлежит англичанину Керу Портеру, обследовавшему руины в 1828 году. К своему удивлению, Портер обнаружил, что рельефы и протомы покрыты множеством надписей, оставленных европейцами, побывавшими до него на месте древней столицы.

Надписи персидских царей, высеченные на трех языках на скалах и выдавленные на глиняных табличках, давали материал, уточнявший сведения, содержавшиеся у античных авторов, что сделало в XIX веке Персеполь подлинной Меккой лингвистов. Среди посещавших его ученых было немало людей, по-настоящему тонко чувствующих искусство. Однако и у них руины, рельефы и статуи интереса не вызывали. Представление классицизма о вечных и непререкаемых нормах красоты, которое воплощено в искусстве античной Греции, заставляло считать всякое искусство, построенное на иных принципах, ложным, грубым лишенным простоты и гармонии.

В 1863 году Персеполь посетил молодой французский археолог Жорж Перро. Установление бонапартистской диктатуры во Франции и провозглашение политики «железа и крови» в Пруссии сопровождалось повышением интереса к восточным деспотиям древности. Развитие колониализма, в свою очередь, требовало изучения стран Востока. Путешествие Перро носило характер хорошо экипированной экспедиции, снаряженной на средства французского правительства. Перро высказал предположение о первоначальном назначении руин ападаны и Стоколон-ного зала и обосновал свое мнение спустя много лет в десятитомной «Истории искусства древности», написанной совместно с архитектором Шипье. Созданию этого монументального свода знаний предшествовала новая многолетняя экспедиция авторов в Грецию и Малую Азию. Во время второй экспедиции Шипье произвел схематический обмер развалин Персеполя.

В «Истории искусства древности» культура Персии заняла свое место между культурой Ассиро-Вавилонии и античной Греции. Путем сравнения близких по времени и стилю памятников Перро и Шипье стремились выделить стилистические признаки. Применяя сравнительно-исторический метод, получивший обоснование в общефилософских концепциях романтизма, ученые получили весьма плодотворные результаты применительно к искусству Греции и Рима.

По отношению к Древнему Египту результаты были далеко не столь значительны. В отношении древней Персии они оказывались и вовсе неутешительными: все основные элементы архитектуры и скульптуры Персеполя были как будто уже знакомы по памятникам Египта, Ассиро-Вавилонии или Греции. В искусстве древнего Ирана все оказывалось заимствованным. Это как будто подтверждали и надписи, говорившие о том, что ни один перс не участвовал в строительстве дворцов, ни один перс не ваял рельефов, ни один перс не высекал клинописных надписей, поскольку персы все виды труда (кроме ратного и земледельческого) презирали. По этой причине художественные работы выполняли иноплеменники, а это делало искусство Персии эклектичным.

Тем не менее, Персеполь был прославленной столицей мировой державы, поэтому в книге Перро и Шипье воссоздан город, с одной стороны, исполненный эклектизма, столь свойственного самой Франции последней четверти XIX века, а с другой - напоминающий пряной экзотикой сказки «Тысячи и одной ночи» в переводах французских романтиков.

Реконструкция Персеполя в труде Перро и Шипье вызвала к нему интерес не столько научный, сколько коммерческий. На произведения эпохи Ахеменидов в Европе появился спрос, и ширазские купцы немедленно начали торговать рельефами с изображением царей и воинов, выломанными из руин.

Археология давно успела достичь в Египте, в Ассирии и на территории Вавилона крупных успехов. Роберт Кольдевей давно завершил свои раскопки, а Персеполь продолжал оставаться в стороне от пути большой науки.

Археологические работы в Персеполе начались через 102 года после того, как лемносский грек Атанази произвел свои первые раскопки у подножия поющих египетских колоссов.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Завоевание Александра МакедонскогоЭрнст Херцфельд »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Влюбленные над Сен-Полом
Национальный костюм. Узбечка
Миномёт: «Секретные мортиры» Порт-Артура

Выставка «Парижская школа, Русские художники» в Париже с 20 марта по 16 мая



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне