Опубликовано: Июль 28, 2011

Город- дворец Персеполь

Свой главный праздник - Новый год - древние персы отмечали 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, когда кажется, будто свет вышел победителем в упорном полугодовом единоборстве с тьмой. Владыки мировой державы зимой пили целебную воду в столице своих предков Сузах, летом они спасались от жары в окруженной семью стенами горной Экбатане, подолгу жили в самом богатом из городов своей страны - Вавилоне, но Новый год царь царей должен был обязательно встречать в священной столице своего государства Персе-поле, или, как его иначе называли, Перейде.

Персеполь стоял на искусственной террасе, на высоте без малого двух километров от подножия горы. Доступ к нему был с запада. Город окружали двойные стены из кирпича-сырца, серые и безжизненные, покрытые той же белесой пылью, что и растрескавшаяся от зноя земля. Как и в Вавилоне, над стеной поднимались башни, отстоящие друг от друга на дальность полета стрелы. Но ни высотой, ни мощью укрепления Персеполя не соперничали с вавилонскими, ибо персы завоевали все царства Востока, во всех землях и городах стояли персидские гарнизоны, и не было больше на свете силы, способной взять в осаду священную столицу. Укрепления служили не столько защитой от врагов, сколько оградой от тех, кому вход в священный город был закрыт все дни, за исключением торжественных.

Жизнь представлялась персам борьбой света и тьмы. Ахурамазда, бог света, был для них олицетворением добра и истины, а Ариман, дух тьмы,- зла и заблуждения. День зимнего солнцестояния означал победу добра, с этой победы начинался годовой цикл времени. Рельефы, изображавшие схватку быка, символизировавшего солнце, со львом, символом темных сил, прославляли наступление Нового года.

Тем, кто поклонялся Ахурамазде, то есть служил добру, надлежало рождать жизнь, то есть строить дамбы, рыть каналы, насаждать деревья. Садоводством занимались не только крестьяне. Сады собственноручно возделывали даже персидские цари.

Персеполь, воздвигнутый в местности бесплодной и выжженной солнцем, среди гор и каменистых равнин, где негде было возделывать поле или пасти скот, был искусственным оазисом. В нем не было храмов, ибо свет бесплотен и поклоняться ему можно повсюду. Город был и садом и дворцом, состоявшим из нескольких зданий, открытых во все стороны и непохожих на крепость-дворец Вавилона.

Каждое здание Персеполя было назначено для ритуалов настолько же более пышных, чем вавилонские, насколько держава царей превосходила могуществом державу вавилонских шаррумов. У каждого здания над порталом красовался крылатый диск - символ Ахурамазды, а стены несли клинообразные письмена, составляющие титулатуру царей с перечислением их заслуг перед духом добра и побед над силами зла.

В Новый год, когда на горизонте поднималось победившее солнце, процессия, несущая дары, подходила к двойной лестнице в 106 каменных ступеней, ведущей на террасу Персеполя. Ступени были пологи, так что вместе с пешими на террасу могли без усилия подниматься и всадники.

Порогом Персеполя служили монументальные Ворота Всех Стран. Собственно, это были не ворота, а проходной павильон с квадратным залом, в котором пребывала стража и где на каменных скамьях можно было ожидать допуска во дворец.

Охраняя вход, здесь стояли по его сторонам гигантские крылатые быки с человеческими головами. Бык в древности был символом солнца, он более всех домашних животных поражал воображение. Ни унылый верблюд, ни невзрачный осел, ни грязный козел, ни покорная овца или корова не могли идти в сравнение со свирепым и неукротимым быком, важно шествующим во главе стада. Крылатые быки в тиарах иранских царей служили основанием для устоев ворот, на которых было высечено на трех языках: «Я - Ксеркс, великий, царь царей и царь многих стран, царь всей земли, простирающейся вдаль и вширь. По воле Ахурамазды я сделал эти Ворота Всех Стран».

Священные человекобыки - гопатшахи (потомки вавилонских шеду), в отличие от смотревших в глаза друг другу сфинксов, ставились рядом, поэтому загадочный взор их миндалевидных глаз был уставлен в горизонт, а губы, сжатые над завитой мелкими кольцами бородой, казались скрывающими какую-то вечную тайну. Человеческие головы гопатшахов не имели прямого портретного сходства, однако они в идеализированном виде изображали Ксеркса, имя которого в русском переводе означает «герой среди царей».

Как египтяне и вавилоняне, персы изображали не то, что они видят, а то, что знают. Они знали, что во фронтальном ракурсе у гопатшаха должны быть видны только две ноги. Но когда процессия входила в ворота и людям открывался вид сбоку, они должны были видеть четыре ноги, и потому у каждого изваяния к передней ноге, обращенной к проходу, и к задней сбоку добавлено еще по такой же могучей, с огромным копытом, конечности: фактически крылатые стражи имели по пять ног.

Объединив под своей властью разные страны Востока, персы не нарушали ни их обычаев, ни образа жизни. В каждой завоеванной стране они короновались по местным обычаям и приносили жертвы местным богам. Правда, персы поставили над каждой из завоеванных стран своих сатрапов, но все же власть персидских царей не была связана с той ломкой жизни, которую некогда нес Вавилон покоренным им странам. Персидские цари не уводили в рабство целые народы, не срывали с лица земли цветущие города. Каждая сатрапия жила на свой лад, и, подобно всему государству, его столица Персеполь состояла из обособленных, не зависящих друг от друга частей.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Главные исторические лицаПриемный зал- Ападана »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
картина Масленица :: Pavel Filonov
Портрет Головы :: Pavel Filonov
выставка: Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии (IVAM)

Богатство приносит беду



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне