Опубликовано: Июль 28, 2011

Исследователь Вавилона В. Белявский

Вавилонское царство и глубочайший социальный и духовный кризис, завершивший его историю, не могли не привлечь к себе внимания столь богатого кризисами XX столетия. После смерти Кольдевея появилось множество исследований, посвященных письменности, мифологии, религии, хозяйству, социальному строю Вавилона. Всестороннему изучению подверглись и памятники зодчества, и изразцовые рельефы, и резные цилиндры-печати. Однако составить себе ясное представление о художественной системе искусства древнего Двуречья, установить внутренние закономерности ее развития, подобно тому как это сделано в отношении Древнего Египта, ученым все еще не удалось. Эстетические взгляды древних вавилонян пока остаются для нас недостаточно уясненными. Не представляется возможным отделить историю искусства древнего Вавилона от истории его материальной культуры, как это было сделано в середине XX века в науке о египетском искусстве и еще раньше, в семидесятых годах прошлого века, в науке об искусстве античности. Культура древнего Вавилона все еще остается более достоянием ученых историков и археологов, нежели искусствоведов.

В годы Великой Отечественной войны немецкое издание книги Кольдевея попало в руки восемнадцатилетнего советского артиллериста Виталия Белявского, участника сражения на Курской дуге. В госпитале после ранения, читая Кольдевея, В. Белявский увлекся историей Вавилона. Демобилизовавшись, он поставил своей целью овладение всей специальной литературой о Вавилоне, изучил английский, французский, испанский и итальянский языки. В возрасте тридцати лет в 1957 году Белявский поступил в Ленинградский университет, который блестяще закончил по двум факультетам - историческому и восточному. К этому времени Белявский владел уже одиннадцатью языками, включая латинский, древнегреческий, древнееврейский, арамейский и два языка древнего Двуречья - аккадский, язык древних вавилонян, и шумерский, язык их предшественников. Впоследствии он к ним присоединил древнеегипетский и арабский.

В центре интересов ученого по-прежнему оставался Вавилон. В. Белявский не только изучил исследования европейских и американских специалистов, но и выверил или заново перевел более шестидесяти тысяч древневавилонских текстов, иными словами, практически все дошедшие до нас памятники письменности великого города. Беспрецедентная филологическая работа помогла созданию исторической картотеки жителей древнего Вавилона. На карточках Белявского оказалось около десяти тысяч имен, встречающихся в различных документах. Ученому удалось получить о многих вавилонянах данные настолько подробные, что оказалось возможным реконструировать их характер, проследить их судьбы, определить и проанализировать мотивы их поступков. Поскольку сведения В. Белявского охватывают подчас два-три поколения членов одной семьи, руины столицы Навуходоносора, раскопанные Кольдевеем, казалось, «ожили». Оказалось, что Вавилон был населен более плотно, нежели любой другой древний город. Прорицатели, земледельцы, жрецы, храмовые служители, ростовщики, дельцы, ремесленники, женихи, сводни, вдовы и военачальники проходят чередой в книге Белявского «Вавилон исторический и Вавилон легендарный», изданной в 1971 году.

Жизнь В. Белявского оборвалась в 1977 году. Пока еще единственная опубликованная книга этого автора заняла важное место в науке. Реальный житель Вавилона оказался ключом к выделению наиболее важных и неповторимых элементов сложной системы, которой является каждая культура, в том числе и культура вавилонская. И если в течение первых шестидесяти лет XX века историческая наука подчеркивала в культуре древнего Вавилона черты, типические для всех древневосточных обществ, и прежде всего застойность, то В. Белявский перенес акцент на явления, специфичные лишь для вавилонской науки, лишь для вавилонского искусства, лишь для ритуалов древнего Вавилона. Судьбы людей и ситуации, в которые их ставила жизнь, Белявский рассматривает как зеркало, объективно отразившее историю и  структуру нововавилонского общества. Культура Древнего Востока неожиданно оказалась не менее динамичной, чем культура западная.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Экспедиция Кольдевея - раскопки древнего ВавилонаГлавные исторические лица »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Голгофа
картина Рабочие :: Pavel Filonov
На раскопках КАРМИР-БЛУРА

Парадная дверь в стиле модерн, состоящая из трех частей, с фрамугой, также состоящей из трех частей



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне