Опубликовано: Июль 26, 2011

История великого города Двуречья

Александр умер от лихорадки в 323 году до н. э. После его смерти Двуречье стало частью эллинистического государства Селевкидов, столицей которого был город Антиохия в Сирии. Вавилон, однако, оставался важным торговым и религиозным центром, и Се-левкиды присвоили себе древний титул царей Вавилона. В висячих садах при Селевкидах по-прежнему поклонялись звездам. Это место почиталось еще и потому, что там Александр Македонский завершил свой жизненный путь.

В государстве Селевкидов, как и в эллинистическом Египте, происходил процесс взаимного проникновения греческой и вавилонской образованности, что и способствовало составлению первого труда по истории Двуречья, написанного по-гречески одним из вавилонских жрецов. При Селевкидах Вавилон оставался центром астрологических, астрономических, математических знаний. Для образованного человека в эллинистических государствах и, позднее, в Римской империи считалось обязательным знать историю Вавилона.

В конце 11 века до н. э. Вавилон оказался под властью парфянских царей. Парфяне, борясь с ненавистными для них эллинистическими традициями, опустошили и разрушили город в 126 году до н. э. Остатки населения покинули Вавилон. Работы на ирригационных сооружениях прекратились, и изменение русла Евфрата превратило величайший город древности в груды кирпича и щебня.

Висячие сады существовали еще во время недолгого римского господства над Двуречьем при императоре Траяне (первая половина 11 века н. э.).

Постепенно море растительности стало пустыней. Наводнения разрушили дворец и висячие сады. Когда в VII веке н. э. Двуречье завоевали арабы, они стали добывать материал на строительство дворцов столицы Арабского халифата из близлежащих холмов, не подозревая, что выламывают его из руин библейского Вавилона.

Поселки из вавилонского кирпича возникали, разрушались, воздвигались сызнова в течение тысячи лет, и в течение всей этой тысячи лет Вавилон оставался объектом пристального внимания. Для средневекового человека каждое без исключения слово Библии представлялось божественной истиной. Вавилонское пленение и связанные с ним страдания, строительство вавилонской башни, образы Навуходоносора и Валтасара запечатлены на страницах Библии. На протяжении веков никто не мог усомниться в историчности Вавилона, тем более что Навуходоносор и Валтасар в течение веков были одними из наиболее популярных персонажей средневековых мистерий, разыгрывавшихся в соборах и на городских площадях. Однако интерес вызывали не сам великий город Двуречья и не его история, а тот скрытый моральный и богословский смысл, который мог быть извлечен из библейского сказания. В эпоху Возрождения труды древнегреческого историка Геродота и писателя римского времени Аппиана, посетивших Вавилон, были восприняты в качестве подтверждения слов Священного писания, и вавилонская башня стала одним из любимых сюжетов живописи, символом тщеты человеческих усилий и бессмысленности гордыни.

В XVIII веке великие французские философы в своей непримиримой борьбе с церковью пришли к полному и безусловному отрицанию Библии как исторического источника. Библейские сказания высмеивались как сказки, придуманные злонамеренными попами. Искать в Библии крупицу истины в век Просвещения означало быть ретроградом. Особенно резкому осмеянию подверг библейские сказания Вольтер. Постройка вавилонской башни, которая должна была достичь неба, казалась ему нелепой сказкой, Навуходоносор и Валтасар - ходульными фигурами. Авторитет Вольтера был столь велик, что под сомнение были взяты и свидетельства античных авторов о существовании Вавилона.

В первой половине XIX века в результате колоссальной историко-филологической работы, именуемой библейской критикой, Библия начала расслаиваться на мифы и на предания, в основе которых лежат исторические факты. В это время ряд сведений Библии стал подтверждаться археологическими находками в Двуречье, и в первую очередь раскопками столицы Ассирии Ниневии. Тогда же была завершена расшифровка ассиро-вавилонской клинописи, и тексты обожженных глиняных табличек дали новый несомненный материал о Вавилоне. Историчность Вавилона перестала вызывать сомнения, однако местоположение города продолжало оставаться загадкой.

В 1876 году английский археолог Джордж Смит приобрел три тысячи клинописных табличек, найденных на возвышенности, именовавшейся у местных жителей Джум Джума, что значит Смоляной холм. Расшифровка табличек показала, что они некогда входили в состав одной из библиотек Вавилона. Это вызвало сенсацию, и на Смоляной холм прибыли европейские ученые. Некоторые из них высказали предположение, что под окрестными холмами могут скрываться остатки Вавилона. Подтвердить это могли только раскопки, однако требовался такой гигантский объем работы, что финансирование казалось нереальным.

Однако на сей раз интересы науки совпали с политическими.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Завоевание ВавилонаЭкспедиция Кольдевея - раскопки древнего Вавилона »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Садовые цветы.
Натюрморт с вазой цветов
Антигон ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ Prutah, библейский/Иудейский

Алебарда: Верная подруга пехоты



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне