Опубликовано: Июль 26, 2011

Висячий сад

Много веков спустя древним грекам, увидавшим Египет, пирамиды казались чудом, воплотившим тайну смерти. Построенные на границе орошаемой земли и красно-желтой пустыни, пирамиды своей лаконичной и строгой геометрической формой противостояли живой природе. А висячие сады Вавилона, вознесенные над равниной, воплощали власть людей над природой, поэтому именно сады, а не невообразимо огромная башня Этеменанки, были сочтены одним из чудес света.

Древних поражало сочетание причудливой формы деревьев с массивными подпорными стенами и крутыми лестницами, перекинутыми с террасы на террасу и имевшими кратное семи число ступеней каждая. Для выращивания деревьев на семи террасах висячего сада требовалось не меньше труда и таланта, чем для ваяния статуи или рельефов, и они были творением природы в такой же мере, как и созданием рук человека. Эта связь естественного и искусственного казалась невыразимо таинственной, прекрасной, неожиданной и великой.

Полуголые рабы день и ночь вращали ногами огромные деревянные колеса, на которые были подвешены мешки из кожи. Мешки черпали воду Евфрата и поднимали ее в бассейны, откуда другие рабы перекачивали воду все  выше и выше, пока она не достигала верхней террасы. Оттуда вода падала вниз, расходилась по оросительным канавкам ближайшей террасы, снова собиралась в ручей и снова спадала вниз. Получался каскад, журчание которого казалось прекраснее музыки.

Выходом из дворца в висячий сад служил мраморный портал. Здесь дежурили лучники и несли охрану шеду - каменные быки, имевшие орлиные крылья и человеческие лица. Бык в Вавилоне считался знаком царского владычества. Царь стада, он был олицетворением оплодотворяющей силы, которой в сознании вавилонян наделено небо и которую на земле символизирует царь. Напряженные мышцы, подобные буграм, и каменные сухожилия, напоминающие канаты, выражали безмерную силу, в то время как лица с огромными завитыми бородами и сдвинутыми к переносью бровями были сумеречно спокойны.

Голова шеду была изображением царя, но не была его портретом. Дворцы Ассирии служили образцом для дворца Навуходоносора, равно как зиккураты ассирийских царей были прообразом Этеменанки. Но цари Ассирии не находились в такой зависимости от жречества и не получали своей власти сроком на один год. Они считались господами судьбы и своей и своего народа, и потому их подвиги были прославлены в надписях и рельефах. Вавилоняне владели вековыми навыками ваяния рельефов и доказали это украшением ворот Иштар, но религиозные запреты свели к ничтожному минимуму количество изображений во дворце.

Навуходоносор выходил в висячий сад с первой звездой в сопровождении телохранителей, свиты и факельщиков. Он обращался с молитвой к матери богов, а затем жрецы, принося необходимые жертвы и совершив обряды, толковали, что предвещает движение двенадцати созвездий, на которые они же разделили звездное небо. Знания астрономии передавались жрецами из поколения в поколение. Каждое изменение в положении светил означало новый поворот в судьбах людей.

При колеблющемся свете факелов висячие сады становились еще более величественным зрелищем, нежели днем. На черном бархатном фоне южного неба то возникали, то исчезали очертания тонких темных свечей, в которые превращались кипарисы; шаров, которыми казались гранатовые деревья; и вееров, на которые походили подсвеченные снизу пламенем факелов пальмы. И все это поднималось до самых звезд.

Вавилонские жрецы были могущественны. Они владели землей и вели торговлю. Они считали себя посредниками между людьми и богами и, читая таинственные знамения, всегда усматривали в них то, что отвечало их собственным интересам. Пока Навуходоносор приводил пленных рабов, звезды устами жрецов обещали ему и его потомкам вечное благополучие. Но как только сын и наследник Навуходоносора Авиль-Мардук проявил самостоятельность, он был убит по воле богов, истолкованной теми же вавилонскими жрецами.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Дворец НавуходоносораЗавоевание Вавилона »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Костюм похоронщика. Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
    Натюрморт с яйцами
    Двухстворчатая парадная дверь без фрамуги

    Анка-пулемётчица: Героиня поневоле



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне