Опубликовано: Июль 26, 2011

Ново-Вавилонское царство

В каждом кустике, в каждом облачке и камне наши далекие предки видели обиталище божества. Все, что окружало человека, они считали наделенным чудесной силой, и все, что происходило на свете, казалось им чудом. Явления природы, грозные и необъяснимые, вызывали благоговение, вселяли ужас и наводили трепет. И все же чудесами света древние считали не то, что, по их представлениям, совершают боги, а то, что сотворили они сами: все семь чудес были творением человеческих рук, все они были произведениями искусства.

Религия помогала нашим далеким предкам освоиться в окружающей среде, она была фантастическим, но единственно доступным для них способом осмыслить действительность. Храмы, гробницы, статуи богов выражали представление о мире и назначении человека и уже потому могли быть причислены к чудесам. Колоссальный маяк был частью Александрийского порта, вмещавшего весь флот всего древнего мира, и, стало быть, был необходим людям; он служил им и тоже мог считаться чудом.

Однако сады, повисшие над городом Вавилоном, окруженным одной из самых цветущих равнин древности, услаждали одного лишь царя Вавилона и, казалось, ничего не давали человечеству. Почему же в число чудес света занесены именно висячие сады? Почему ни огромную, достигающую неба башню, возвышавшуюся над тем же Вавилоном, ни золотого истукана в одном из вавилонских храмов, на которого ушло гораздо больше драгоценного металла, чем на статую Зевса, не причислили древние к чудесам света? Не было ли в этом ошибки, недоразумения, непонимания или какой-либо случайности?

В 626 году до н. э. Ново-Вавилонское царство отложилось от Ассирии и начало завоевание соседних стран. К тому времени его столица имела более чем тысячелетнюю историю. Жители Вавилона лишь смутно помнили о том, что их предки некогда спустились в болотистое двуречье Тигра и Евфрата с далеких северных гор, но никто не знал, ни когда был заложен город Вавилон, ни сколько раз он был сравнен с землей, ни сколько раз возрождался заново.

Евфрат перерезал огромный квадрат городских укреплений. Наружная стена Вавилона, высотой в пятиэтажный дом, была столь массивна, что на ней без труда разъезжались две боевые колесницы. Внутренняя стена была вдвое выше, но не столь широка, как наружная: на ней могли разминуться два всадника. Крепостные башни отстояли друг от друга на расстоянии полета стрелы. Они были многочисленны и напоминали частокол, однообразный и страшный. К Вавилону нельзя было подступиться не только из-за широкого рва, наполненного водой, но и потому, что, открыв шлюзы при приближении врага, можно было затопить все окрестности мутными водами Евфрата.

Если в пещерах, шалашах, палатках из шкур далекие предки вавилонян жили среди природы и ощущали себя ее неотъемлемой частью, то здесь, в двуречье Евфрата и Тигра, за стенами города, люди создали свой собственный мир, пусть пыльный и скученный, но во всем отличный от того, что простирался там, вовне, за рвом. Гигантский Вавилон, с его широкими улицами и узкими переулками, с его мастерскими, базарами, харчевнями, был выражением активности человека, его творческих сил.

Четверо ворот были устроены в той стене, что отделяла мир природы от мира человека. Они были посвящены таинственным и грозным вавилонским божествам. Ворота, что выходили на запад, носили имя Иштар - яркой звезды, первой восходившей над горизонтом и последней исчезавшей поутру.

В Вавилоне не было ни дерева, ни строительного камня. Все возводилось из кирпича, обожженного, не боящегося воды или высушенного на солнце. Ворота Иштар были облицованы цветным глазурованным кирпичом. На синем фоне рядами, как строчки книги, располагались желтые и красноватые фигуры. Одни изображали львов и служили символами силы. Другие - сказочных единорогов, отдаленно напоминающих антилоп. Это были символы верности. Фантастические существа со змеиными головами и птичьими лапами означали благочестие.

От ворот Иштар начиналась Дорога процессий, замощенная плитами красного и белого камня, привезенного из далеких завоеванных стран. «Я Навуходоносор, шаррум Вавилона, сын Набопалассара, шаррума Вавилона. Я вымостил вавилонскую дорогу для процессии... Мардук владыка! Одари вечной жизнью!» - гласила надпись на одной из плит.

В Вавилоне времен Навуходоносора 11 храмы занимали больше площади, чем жилые кварталы. В храмовых складах хранились урожаи земледельцев, оружие воинов, товары купцов. И богатый, и бедный, и вельможа, и воин получали положенное или принадлежащее им только из рук жрецов. Жрецы вели учет запасов, земельных наделов и числа рабов, ибо богам, как считалось, принадлежит все. Казалось, что боги посвятили жрецов в таинственное искусство складывать, вычитать, делить и множить и дали им искусство письма, чтобы размерять землю, вести учет и исчислять проценты. Дорога процессий вела от ворот Иштар мимо храмовых и жилых кварталов к гигантской семиярусной башне. Башня, построенная рабами, привезенными из стран севера, запада и юга, царила над городом и называлась Этеменанки, что в русском переводе значит «Дом основания неба и земли».

Вавилонянам казалось, что Этеменанки соединяет небо и землю. И на самом деле, это была не башня, а невообразимая лестница, по которой боги могли спускаться с неба на землю, чтобы помочь людям или чтобы проникнуть в страшный, тусклый и бесмысленный подземный мир, в котором обречено после смерти томиться все сущее. Никаких внутренних помещений в колоссальном сооружении не было, а семь облицованных кирпичом ярусов, подобно ступеням, были заполнены утрамбованной глиной.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Главные исторические лицаПервобытные люди »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Животные
Посток импровизации
«Шестидневная» война между арабами и евреями

Орден Александра Невского (Полководческий орден для лейтенантов)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне