Опубликовано: Июль 26, 2011

Русская египтология

Сфинксы столь органично вошли в ансамбль города и настолько тесно связались с его обликом, что возникла легенда о том, будто из Египта происходит лишь одно изваяние, а второе выполнено русскими мастерами-гранитчиками здесь, в Петербурге, на круглом дворе Академии художеств. Возможно, поэтому русская египтология, делавшая в 70-80-х годах свои первые, сперва робкие, а вскоре и вполне уверенные шаги, обошла сфинксов своим вниманием.

Не исключено, что это могло быть и результатом падения престижа Академии художеств в глазах прогрессивных кругов русского общества, которые выступали против самой идеи государственной регламентации искусства, лежащей в основе существования Академии. Академия в это время вела борьбу с передвижниками, которые, в свою очередь, столь упорно объявляли ретроградным все, связанное с Академией, что отказывали в величии архитектурному творению А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота.

Так или иначе, трудно объяснить, почему не только в конце XIX, но и в первом десятилетии XX века надписи на сфинксах не были прочитаны, а сами изваяния не подверглись атрибуции.

Между тем в Петербурге должность хранителя египетского зала Эрмитажа занимал выдающийся ученый В. С. Голенищев, большую часть своей жизни проведший в Египте и составивший частную коллекцию египетских древностей, которой трудно было найти равную. Для Голенищева, свободно владевшего иероглифами, расшифровать надпись на сфинксах не представило бы труда и тем более - оценить их художественное совершенство, однако сфинксы не привлекали его внимания.

Б. А. Тураев, завоевавший славу одного из самых выдающихся историков Древнего Востока, считал делом жизни издание памятников древнеегипетского искусства, оказавшихся в коллекциях русских музеев, и прежде всего собрания Голенищева. От внимания Тураева не ушли даже случайные египетские предметы, оказавшиеся в античных могильниках на юге России, или вещи, купленные русскими путешественниками на восточных базарах, но два колоссальных сфинкса на берегу Невы в его публикации непонятным образом не вошли. Впервые ими занялся В. В. Струве, будущий советский академик.

Знакомое каждому египтологу сочетание иероглифов, обозначающее имя Аменхотеп, привлекло внимание Струве в 1913 году.

Интерес к сфинксам возник, однако же, не внезапно. Последняя треть XIX века дала колоссальный материал по истории Египта. Было раскопано и стало достоянием науки огромное количество новых надписей, папирусов, статуй, рельефов, фресок, произведений прикладного искусства. К 90-м годам XIX века ученым удалось установить имена и даты правления всех фараонов на протяжении более трех тысячелетий, выяснить, какие войны они вели и какими делами прославились. Изображения на рельефах и фресках, статуи и произведения мелкой пластики раскрыли перед наукой мир египетского ремесла, сельского хозяйства, военного дела, строительства, быта в деталях, которые не сохранились от гораздо более поздних эпох, однако представление о древнеегипетском искусстве - как застылом, неподвижном, не знающем человеческих чувств - оставалось неизменным.

Этому представлению нанесли удар находки английской экспедиции, начавшей в 1891 году раскопки в местечке Эль-Амарна. Под слоем песка была найдена покинутая столица фараона Эхнатона, имя которого ранее не было известно. В памятниках, найденных в Амарне, с исключительной силой переданы и грусть, и любовь, и безграничное горе. Короткое время религиозной реформы Эхнатона оказалось периодом, в течение которого в египетском искусстве были созданы произведения, поражающие огромной силой проникновения во внутренний мир человека.

Находки, связанные с царствованием фараона-отступника и его борьбой против жрецов бога Амона, вызвали, естественно, интерес к изучению и предшествовавшей Эхнатону эпохи царствования его отца, грозного фараона Аменхотепа III.

В России интерес к Египту в конце XIX - начале XX века усиливается под влиянием символизма, направления искусства, искавшего в художественных образах выражение сверхприродного, сверхчувственного, сверхъестественного. Эти качества чудились таящимися в искусстве Египта, и не случайно, что именно поэты-символисты обращаются к образам петербургских сфинксов, а художники истолковывают их как воплощение вечного.

Будучи, подобно Голенищеву, одновременно и историком и искусствоведом, Струве, однако, начал рассматривать историю и искусствоведение уже как две самостоятельные дисциплины. В качестве историка и филолога он уделял наибольшее внимание памятникам письменности и свою работу о сфинксах посвятил главным образом изучению надписей. Определением места петербургских сфинксов в истории древнеегипетской скульптуры занялась уже ученица В. В. Струве, профессор М. Э. Матье.

Подобно Струве, она была знатоком древнеегипетского языка, исследователем древнеегипетских мифов и выдающимся историком. Однако Матье отказалась от взгляда на живопись, скульптуру, архитектуру как на историческое свидетельство или иллюстрацию к мифу. В своей книге «Искусство Древнего Египта» она рассматривала египетское искусство с точки зрения развития стиля и выдвинула на первый план художественную ценность произведений.

Матье доказала, что петербургские сфинксы - одна из важных вех развития культуры и искусства Нового царства.

Попытки рассмотрения произведений древних египтян с художественной стороны неизменно наталкивались на трудности. Поскольку искусство Египта придерживалось строгих канонов, ученым XIX века оно казалось окостенелым, лишенным внутреннего развития. Вопрос о художественном качестве, в лучшем случае, сводился к совершенству обработки материала.

Матье показала, что не только искусство, но и сами каноны менялись со временем. Она утверждала, что мироощущение художника в разные эпохи истории Древнего Египта было различным и что, независимо от требований канона, это отражалось в образном строе и художественных достоинствах творений древних египтян. Матье отвергла традиционное представление о безличности египетских памятников и поставила вопрос о творческой индивидуальности их создателей. Осмысленная с новых позиций египетская культура предстала в ее трудах в неожиданном свете, и это открыло перед исследователями еще более широкие перспективы.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Императорская Академия художествГлавные исторические лица »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    картина Концерт
    Ландшыши
    Сухаревка: Тень тайной башни

    Русский кат - палачи в России



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне