Опубликовано: Июль 26, 2011

Возникновение Египтологии

В 1822 году молодой француз Франсуа Шампольон прочел иероглифы, составлявшие имена нескольких фараонов. Большинство ученых академического направления не поверили в это открытие и отвергали его в течение ряда лет, но люди искусства и молодые сторонники романтизма встретили его восторженно.

Времена Великой Французской революции и наполеоновских походов были позади, никто уже не рядился в тогу античных героев и не собирался жертвовать собой во имя всеобщего блага.

Романтики требовали углубленного внимания к внутренней жизни человека и противопоставляли холодной и рассудочной, как им казалось, античности - взволнованность, эмоциональность, глубокую духовность искусства европейского средневековья. Романтики не отрицали достижений античности, но утверждали, что художественное совершенство может проявляться не в одной-единственной, а во многих формах.

В свою очередь, сторонники классицизма указывали на зависимость средневекового искусства от античности, которая представлялась им первой художественной системой в истории и уже поэтому наиболее близкой к природе. Неожиданное открытие искусства, более древнего, чем греческое, и построенного на совершенно иных принципах, давало возможность атаковать и эту позицию.

Пока в ожесточенных спорах рождалась египтология, чуткие антиквары повысили цены на случайные находки египетских древностей. Это, в свою очередь, навело некоего Атанази на мысль искать сокровища египетского искусства в земле. Идея эта, на первый взгляд простая, была в то время нова. Египетские гробницы и храмы - наземные сооружения. Требовалось немало упорства, чтобы взбираться на пилоны или залезать на перекрытия храмовых залов. Нужна была самоотверженность, чтобы, пробив входы в погребальные камеры, обследовать их с факелами, выжигавшими кислород. Рыться же в земле, не зная, что можно ожидать от раскопок, казалось делом совершенно бессмысленным.

Грек с острова Лемнос Джованни Атанази, видимо, предполагал, что загадочные «колоссы Мемнона» являются частью неизвестного святилища, остатки которого надо искать под слоем песка. Атанази решил поэтому попытать счастья у их подножия. Заступы его рабочих быстро натолкнулись на гранитного сфинкса, а затем и на второго. Однако раскопки и извлечение сфинксов из земли оказались делом более дорогим, чем рассчитывал Атанази. Перевозка же найденных гигантов требовала расходов еще более крупных. Местные ростовщики считали выкапывание «каменных идолов» делом нечестивым и денег под это давать не хотели. В результате владельцем сфинксов стал некий мистер Солт - негоциант и английский консул в Египте.

Вскоре найденных сфинксов осмотрел Шампольон, побывавший в 1829 году в Фивах. Ученый дал обеим статуям очень высокую оценку. Его поразили их сохранность и мастерство обработки камня, однако художественные достоинства Шампольона не интересовали. В его глазах памятники Египта имели прежде всего историческое значение, и отзыв Шампольона покупателей Солту не доставил. Поэтому Солт решил попытаться сбыть свой товар в Александрии.

В том же 1829 году русский литератор А. Н. Муравьев, интересовавшийся Египтом и описанными в Библии странами, совершал путешествие в Иерусалим. Поскольку в Константинополе корабля, направлявшегося в Сирию, не нашлось, Муравьев решил сделать крюк - ехать через Египет. Когда фелюга входила в Александрийский порт, Муравьеву представилась плоскодонная нильская баржа, такая же, как те, что изображались на стенах египетских гробниц, на палубе которой, окруженный фигурами в белых бурнусах, возлежал колоссальный гранитный лев с головой фараона.

Сфинкс оказался поразительной сохранности и совершенства. Выяснив, что сфинксов два, что они собственность англичанина Солта и назначены к продаже, Муравьев, знакомый с русским посланником при Блистательной Порте (как назывался турецкий двор) графом Рибопьером, отправил ему с той же фелюгой записку с подробным описанием гранитных гигантов и рекомендацией приобрести их для России. Посланник не взял на свою ответственность столь необычную покупку, а переслал письмо Муравьева в Петербург. Министерство иностранных дел передало его на рассмотрение царя, а Николай I переадресовал Академии художеств, сопроводив запросом: «Полезно ли будет сие приобретение?»



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Первая экспедиция на Ближний ВостокИмператорская Академия художеств »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Окраина Житомира
    картина Импровизация 12 (Всадник)
    Фотографии со съемок советских военных фильмов

    Откуда ты, кольчуга?



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне