Опубликовано: Июль 26, 2011

Первая экспедиция на Ближний Восток

Культура XVI11 века была полностью ориентирована на Древнюю Грецию и Древний Рим. Великое, прекрасное, героическое представлялось лишь в образах античной классики, в эти каноны египетские памятники не укладывались. Правда, египетское искусство, которое сами древние греки и римляне ценили, Винкельман определил как нечто вроде недоразвившейся классики. Это, однако, вкусов общества не изменило: все неантичное казалось варварским, и во второй половине XVI11 века интерес к египетским памятникам угас.

К началу XIX века многие из статуй, которые описал Винкельман, исчезли. Только гравюры на меди в его книге свидетельствуют о том, что некогда они служили украшением Рима.

Первая экспедиция на Ближний Восток была направлена в середине XVIII века Данией. В то время Дания была могущественной державой, соперницей Голландии и островной Англии. Экспедиция была многочисленна и по тому времени прекрасно оснащена. Однако опасности и трудности были таковы, что все члены экспедиции, за исключением одного, погибли. Единственный оставшийся в живых участник датской экспедиции Карстенс Нибур дал подробный отчет о своих странствиях в книге «Описание Аравии и соседних с ней стран». Здесь содержалось первое научное описание природы, экономики и населения Ближнего Востока, и в том числе Египта. Нибур рассказал читателям о пирамидах и египетских храмах. Он оценил их грандиозность и техническое мастерство, но остался равнодушен к художественным достоинствам этих монументальных сооружений.

В XVI11 веке тяга к экзотическому, необычайному, из ряда вон выходящему уже не имела такой силы, как в эпоху барокко. Эстетика требовала четкости и классической строгости, и Нибур не был в состоянии оценить своеобразие искусства Египта. Тем не менее, его книга оставалась главным источником сведений о Египте вплоть до похода Наполеона 1798 года. Египетскую экспедицию молодого генерала Бонапарта сопровождала группа историков во главе с профессором Дененом.

Сам Наполеон, необыкновенно чуткий ко всему, что касалось престижа, быть может, острее всех воспринял идеи величия, бессмертия и незыблемой власти, лежавшие в основе внезапно открывшейся европейцам древней цивилизации. Он энергично поощрял изыскания ученых и особое значение придавал работе художников, также предусмотрительно включенных им в состав французского экспедиционного корпуса.

Несмотря на трудности похода и недоброжелательство местного мусульманского населения, французы за два года пребывания в стране пирамид обмерили и зарисовали ряд храмов, гробниц и отдельных статуй. Скопировали большое количество фресок и сумели произвести эстампаж - то есть особым образом оттиснули на бумаге огромное число рельефов, высеченных на стенах египетских сооружений. По распоряжению Наполеона все эти материалы были помещены в Национальную библиотеку в Париже. Их гравировали на меди и под покровительством самого императора издавали в виде великолепных, переплетенных в тисненую кожу альбомов.

На своей последней стадии классицизм из передовой революционной идеологии превратился в систему выражения официального престижа, так называемый стиль «ампир», что значит империя. Мотивы египетского искусства казались связанными с личной славой Наполеона. Сфинксы, фараоны, коленопреклоненные рабы, боги с соколиными и павианьими головами, распластавшие крылья священные соколы перекочевали с гравюр на фарфоровые вазы, бронзовые канделябры, столы, шкафы, диваны красного и палисандрового дерева, сохранявшие в основе своей классические формы, заимствованные из античного арсенала. Наложение стилистически разнородных мотивов не было органичным и отражало неустойчивость переходной эпохи.

В России интерес к Египту возник независимо от Франции во времена, когда молодой император Павел I устремил свой взгляд на Восток. В 1797 году, за год до египетского похода, чуткий к веяниям времени граф Николай Шереметев украсил свой Останкинский дворец статуями сфинксов и египетских рабов (в головных платках фараонов).

Стимулом к развитию «моды» на Египет в России послужил подарок Наполеона - преподнесенный им русскому царю Александру I в 1807 году, во время их встречи в Тильзите, колоссальный фарфоровый сервиз. Он состоял

из нескольких сотен предметов и имел на каждой тарелке, вазе, чашке или суповой миске изображения пирамид и храмов, открытых во время египетского похода. Часть этих видов еще только готовилась к изданию (которое длилось вплоть до 1828 года) и была совершенной новостью. Следуя моде, быстро распространившейся во втором десятилетии XIX века, многие высокопоставленные лица в России стали занимать свой досуг попытками расшифровать иероглифы. Однако передовая дворянская интеллигенция этой моде не следовала. В эпоху, предшествовавшую восстанию декабристов, многие были убеждены в том, что искусство цветет лишь на почве свободы. Памятники эпохи фараонов казались поэтому бездушными, неподвижными, далекими от природы, что и нашло отражение в русской художественной критике.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Эпоха БароккоВозникновение Египтологии »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Небесно-голубой
Живописная архитектоника
Александрия - хронология сражений за город

Полтавская битва (И грянул бой…)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне