Опубликовано: Июль 26, 2011

Эпоха Барокко

В 1527 году солдаты католической Испании подвергли Рим такому разгрому, перед которым бледнели нападения варваров. «Сакко ди Рома» запечатлелся в народной памяти как величайшая трагедия Италии и конец эпохи Возрождения.

В 1585 году на должность главного архитектора папы Сикста V был приглашен Доменико Фонтана. Уже с середины XVI века папы стали заботиться не только о восстановлении того, что было разрушено испанцами, но и об украшении Рима постройками, утверждающими величие церкви. Фонтана первый в истории разработал генеральный план реконструкции города. Важнейшую роль Фонтана отвел прокладке новых улиц, соединявших великолепные общественные площади, где против пышно разукрашенных церквей устанавливались египетские обелиски, привезенные некогда для римских императоров.

Роль символического акта, обозначавшего, что папский Рим отныне достойный преемник Рима древнего, должна была сыграть перевозка и установка перед собором святого Петра огромного египетского обелиска.

Градостроительные масштабы за шесть десятилетий, истекших после смерти Рафаэля, изменились, облюбованный им обелиск казался уже недостаточно грандиозным, и Доменико Фонтана остановился на другом обелиске, найденном среди развалин цирка императора Нерона.

Разработанные архитектором остроумные деревянные конструкции, сложнейшие системы блоков и воротов, а также этапы перевозки, подъема и установки гранитного гиганта были награвированы на медных досках. Часть гравюр с обмерами египетских обелисков выполнил сам Доменико Фонтана. Вместе с описанием истории установки обелиска они составили огромный том, изданный в 1590 году. Вскоре один из залов Ватикана был украшен фреской с изображением установки обелиска в присутствии папы и многотысячной римской толпы.

В ту пору открывалась новая страница истории мирового искусства - эпоха барокко.

В середине XVII века Лоренцо Бернини воздвиг один из грандиознейших ансамблей не только эпохи барокко, но и всего мирового зодчества. Гигантская колоннада в виде двух полукружий протянулась от фасада собора святого Петра в сторону города, как бы «притягивая» десятки тысяч людей, стекавшихся сюда со всей католической Европы. Построенная на контрасте объемов, света и тени, прямых и кривых линий, колоннада Бернини символизировала непознаваемость путей судьбы. Человек, попавший на площадь святого Петра, должен был чувствовать себя во власти непостижимых и неодолимых сил, одна из которых влекла его вперед к собору, а другая, как бы растягивая поперек огромную эллиптическую

площадь, препятствовала этому движению. В центре площади, там, где обе силы пересекаются и вступают в единоборство, находится обелиск, установленный Доменико Фонтана в 1585 году.

В эпоху барокко интерес к экзотическому, из ряда вон выходящему, был огромен. Поэтому не только все египетские обелиски, пролежавшие много веков в римской земле, были водружены на новых местах. Египетские скульптуры (гранитные статуи фараонов) украсили один из порталов ватиканского дворца, а также Капитолийский холм, где в середине XVIII века их стал изучать немецкий ученый Иоганн Иоахим Винкельман, автор «Истории искусства древности».

Винкельман проявил большую проницательность, разделив скульптуры на египетские и на выполненные в подражание им в Древнем Риме. Он первый обратил внимание на техническое совершенство подлинных произведений египетских мастеров и дал ему восторженную оценку. Тем не менее художественных достоинств египетских памятников, сохранившихся в Риме, Винкельман не оценил.



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Египетские творения в эпоху ВозрожденияПервая экспедиция на Ближний Восток »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Петух и курица
Автопортрет
Освобождение Праги: история без купюр

Эдинбургский замок: Призраки великой Шотландии



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне