Опубликовано: Июль 26, 2011
Эпоха эллинизма Древние греки, как известно, считали, что року подвластны не только люди, но и боги. В их мировоззрении не было места «владыке вечности», каковым представлялся египтянам сфинкс. В Древней Греции за сфинксом сохранялся лишь дар проникновения в волю рока, то есть способность прозревать будущее. По представлениям греков (уходившим корнями во времена матриархата), пророческий дар не мог принадлежать мужчине, и сфинкс получил женское лицо и женскую грудь. В 332 году до н. э. войска Александра Македонского, завоевавшие Египет, обнаружили на окраине Фив двух каменных колоссов. От храма Аменхотепа III в то время уже не оставалось следов, и каменные гиганты, величественно восседавшие среди пустыни на своих тронах, производили пугающее впечатление. Пески в этой местности обладают свойством издавать скрипучие звуки, и казалось, будто каменные гиганты поют и стонут. Завоевание Египта открывало новый период истории, много веков спустя получивший название «эпохи эллинизма». Эпоха эллинизма, начавшаяся с торжественного обряда провозглашения Македонского династа сыном Солнца и присвоения ему титулатуры египетских фараонов, замечательна взаимопроникновением древневосточной и античной культур. При наследниках Александра, греческих царях Птолемеях, в Египте поклонялись в равной мере древним местным и пришлым олимпийским богам. Жители получали имена, составленные из имен египетских и греческих божеств, вроде Гораполлона - так звали автора трактата «Иероглифика». Ко времени Гораполлона древняя письменность была полузабыта, и трактат оказался полным домыслов, что, однако, не помешало ему быть переведенным на греческий язык. Культурный симбиоз привел и к тому, что поющие колоссы трактовались как памятник герою древнегреческого эпоса царю Мемнону. «Колоссы Мемнона» выступали в глазах греческих путешественников не как остатки египетского храма, а как свидетельство гармонического слияния западной греческой культуры с культурой Древнего Востока. Это слияние относилось теперь к незапамятным временам Троянской войны и еще более ранним (Мемнон почитался предком царей древней Трои). Египетская культура оказала большое влияние и на римлян, присоединивших долину Нила к своей империи в 30 году до н. э. Культ египетской богини-матери Изиды распространился в Риме благодаря массе египетских пленников, вскоре Изида превратилась в богиню, покровительницу римских женщин, а статуи египетских божеств, сперва привозившиеся в качестве трофеев, стали изготовляться в самом Риме и воздвигаться в святилищах, число которых росло. В Рим с берегов Нила перевозились теперь гигантские обелиски, для чего римляне строили специальные суда. К тому времени иероглифы были окончательно забыты, и имена фараонов прочесть никто не мог. Однако в форме и грандиозности обелисков римляне без труда прочитывали выражение величия и водружали их во славу своих императоров. После падения Римской империи в V веке Египет подвергся хищническим набегам с востока и юга. В 616 году он был снова завоеван персами, а в 641 году - арабами. Древнеегипетские и античные традиции продолжали жить в массивных, по-своему величественных зданиях эпохи арабского халифата. С распадом халифата в IX веке строительство на берегах Нила прекратилось. Крестовые походы, приведшие Европу к более близкому знакомству с мусульманским Востоком, Египет затронули мало: при попытке захватить долину Нила крестоносцы потерпели поражение. В глубь страны они не проникли и рассказов о древней стране в Европу не принесли. В XIV- XV веках торговлю с Египтом начали налаживать итальянские купцы, но в XVI веке Египет вошел в состав Турецкой империи и оказался недоступным для европейцев.
Раздел: Жизнь в веках
От: Noskov,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|