Опубликовано: Июль 26, 2011

Древнеегипетские скульпторы

Древнеегипетские скульпторы пользовались свитками папируса, расчерченными на клетки, или расчерченными деревянными дощечками с контурами людей, богов, священных животных. Свитки и дощечки служила для скульпторов образцами, и за тем, чтобы художники повторяли из века в век одни и те же установленные формы и пропорции, ревниво следили жрецы.

Египетские статуи подчинялись неизменным правилам: левая половина всегда была зеркальным отражением правой, голова всегда была поставлена прямо, губы всегда плотно сомкнуты, глаза широко открыты, взгляд устремлен перед собой. Поскольку в пределах канона статуе или сфинксу следовало придать портретное сходство, папирусы часто перерисовывались. При перерисовке на новый свиток возникали едва заметные отклонения. Отклонения накапливались, и так возникали особенности, характеризующие искусство различных эпох. Однако в целом этот процесс не был случайным, он отражал изменение представлений египтян о Божественной Гармонии Вселенной.

Грани блока, из которого высекался сфинкс, графились на клетки так же, как свиток папируса. По клеткам на блок переносились контуры, следуя которым, мастера-каменщики углублялись в гранит или известняк одновременно спереди, сбоку и сзади.

Канон требовал воплощения в сфинксе идеального, не имеющего примет возраста бога-царя. Во вторую очередь следовало придать этому образу неповторимые, присущие лишь Аменхотепу III черты - удлиненный овал лица, узкие глаза под прямыми бровями, выпуклый подбородок. На гранитном лице сфинксов не было ни морщин, ни складок, мягкие круглящиеся формы несли выражение благожелательности, напоминая об одном из главных титулов фараона «Благой бог». Только глаза, посаженные в орбиты чуть глубже, чем у статуй предшествующих эпох, смотрели пронизывающе.

Ваяние для египтян было не только творчеством, но и священнодействием. Труд скульптора перемежался обрядами, по представлениям египтян, превращавшими камень во вместилище сверхъестественных сил, и завершался начертанием иероглифов. Письмена считались носителями глубинных тайн, и надписям придавался магический смысл.

На сфинксах Аменхотепа III иероглифы были нанесены лентами, окаймляющими все четыре стороны изваяния. «Золотой Гор, победитель ливийцев, покоритель азиатов, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель, избранник Ра Аменхотеп, повелитель Фив». «Царь, великий памятниками, владыка чудес, искусный сердцем, премудрый, подобно богу Тоту». «Сын Ра, любимец его Аменхотеп, правитель Фив, часть Ра, начальник обеих земель, благой бог Тот, властелин вечности, которому дана жизнь, постоянство и наслаждения». Эти надписи были не только раболепным титулованием владыки льстецами. Иероглифы превозносили одно божество над всеми другими. Они провозглашали фараона - главного среди людей - главенствующим и среди божеств египетского пантеона.

Считалось, что фараон пробуждал по весне подвластные ему силы земли, проводя по ней борозду плугом, запряженным быками, и заставлял разливаться Нил, бросая в него папирус. Это в глазах египтян означало не только владычество над землей и водой, то есть природой, но и над временем. Время в Древнем Египте не казалось текущим, подобно реке, которая не возвратится к своим истокам. Мир представлялся неизменным, не знающим развития, а время - подобным вращающемуся колесу. По убеждению египтян, все и всегда уходило, и все неизменно возвращалось. Фараон, казалось, мог удлинить или укоротить цикл времени, мог сделать время добрым, то есть изобильным, мог его сделать дурным, то есть голодным, а это и значило, по египетским понятиям, быть «властелином вечности».



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Аменхотеп IIIЕгипет при персах »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Весна в деревне
    Гитара
    «Коса смерти» - артиллерия

    Каролюс-Дюран Эмиль Огюст Шарль



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне