Опубликовано: Июль 25, 2011

Смысл художественного творчества

Искусство на своем неповторимом языке раскрывает идеалы, выражает надежды, воспевает торжество, оплакивает поражение, утверждает единение, осуждает распрю. Зодчество, живопись и скульптура, которым посвящена эта книга, во многом подобны летописи. Но, странное дело, разные поколения понимали эту летопись по-своему. Одни и те же слова и фразы истолковывались по-разному и вызывали чувства и мысли, нередко противоположные. Бывало, что произведение художника оставалось незамеченным, но проходили годы, и оно ослепляло мир. Бывало, что блеск с годами тускнел, чтобы воссиять снова или потухнуть на века; нередко потомки восторгаются совсем иными образными гранями, нежели те, что восхищали современников. Иногда кажется, что у людей спадала с глаз пелена и, внезапно прозрев, они обнаруживали прекрасное или, наоборот, внезапно переставали восхищаться тем, что казалось прежде прекрасным.

В античные времена об искусстве писали мыслители, стремившиеся определить смысл художественного творчества. В средние века трактаты об искусстве составляли художники с целью передать опыт ученикам. В XVI веке печатаются биографии великих мастеров, служившие поучительным чтением. В XVII веке появляются лица, целиком посвятившие себя археологии, как называли тогда науку о древностях,- создатели трудов, и сегодня поражающих своей фундаментальностью. В XVIII веке родилась эстетика - учение о красоте, затем от археологии и эстетики отпочковывается в виде самостоятельной дисциплины искусствоведение.

В литературе термины «искусствознание» и «искусствоведение» употребляются практически как синонимы. Однако в данной книге эти понятия трактуются различно.

Искусствоведением принято называть дисциплину, изучающую искусство с помощью своих специфических методов. Как и всякая наука, искусствоведение претендует на объективность позиции исследователя по отношению к своему предмету. Под искусствознанием в этой книге понимается нечто иное, а именно - все без исключения формы знания искусства и его истории. Поясним на примере.

Скульптуру нередко копируют. Достаточно вспомнить, что в Древнем Риме копирование статуй приобрело такой размах, что сделалось одним из характерных признаков эпохи. Это, разумеется, требовало особых знаний и отнюдь не объективного отношения к копируемому оригиналу. Еще менее объективным было отношение к античной скульптуре в средние века, когда статуи разбивали или пережигали на известь. Учение церкви давало этому разрушению обоснование, свидетельствующее о достаточно глубоком понимании отвергаемых античных идеалов.

Торговля антиквариатом, коллекционирование картин, реставрация памятников архитектуры (делавшая их подчас неузнаваемыми), знаточество, музейное дело, подделка произведений нередко отражают глубинные тенденции культуры и являются исторически обусловленными формами знания искусства.

Искусствознание, как и искусство,- часть культуры, и хотя они связаны между собой, искусствознание имеет и собственную, не зависимую от искусства, судьбу, свою неповторимую «жизнь в веках». Эта жизнь подвержена сцеплениям обстоятельств, счастливым совпадениям, непредвиденным катастрофам и, как всякая жизнь, управляется законами неумолимыми и непреложными. Бросить взгляд на взаимодействие этих законов - одна из целей предлагаемой книги.

В семи главах «Жизни в веках» рассказывается о разных культурах древности и о том, как наше современное представление об этих культурах складывалось в драматическом ниспровержении прежних идеалов, о вековом забвении и об утопических попытках возрождения прошлого.

Механизм связи социальной структуры и идей

Сегодня не только ученые, но и любой старшеклассник знает, что искусство - одна из идеологических надстроек над социально-экономическим базисом общества. Каждый читающий человек имеет представление о том, сколь богата литература, посвященная проблеме базиса и надстройки. Механизм связи социальной структуры и идей, порожденных этой структурой, исследован марксистской эстетикой подробно и разносторонне, равно как и роль искусства в общественной жизни. Уже в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса можно встретить упоминания о роли искусства Древнего Египта в государстве фараонов, а также об искусстве греческой классики в условиях античного полиса или о значении византийского искусства для константинопольской империи ромеев.

Время и пространство, скорость и расстояние, небесное и земное, великое и ничтожное в средние века, в эпоху Возрождения, во времена абсолютизма или в эпоху Просвещения осмысливались совершенно по-разному. Люди жили не только в разных отрезках времени, но как бы и в разных мирах. Каков бы этот мир ни был, как бы ни рисовался своим «обитателям», в его фундамент всегда и непременно закладывалась культура прошлого. Истолкованная каждый раз в новом духе и каждый раз с новой целью, эта культура продолжает жить в веках. Однако о том, чем являлось искусство Египта для Европы XIX века, или что означало греческое искусство для европейского общества XVIII века, или чем было искусство Византии для рубежа XIX-XX веков и чем стало сегодня, «большая наука» высказывается скупо, наука же «малая», то есть литература, предназначенная для широкой читающей публики, не говорит об этом вообще. Показать, в чем эта новая жизнь и как она влияет на общественную практику,- задача книги «Жизнь в веках».



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Василий Шуйский: Ненастоящий царьТишайший царь - Алексей Михайлович Романов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Молитва
Двор гостиницы
Пётр Долгоруков, один из более знатных политических эмигрантов Россия

Вдова Елена Глинская



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне