Опубликовано: Июль 25, 2011

Смысл художественного творчества

Искусство на своем неповторимом языке раскрывает идеалы, выражает надежды, воспевает торжество, оплакивает поражение, утверждает единение, осуждает распрю. Зодчество, живопись и скульптура, которым посвящена эта книга, во многом подобны летописи. Но, странное дело, разные поколения понимали эту летопись по-своему. Одни и те же слова и фразы истолковывались по-разному и вызывали чувства и мысли, нередко противоположные. Бывало, что произведение художника оставалось незамеченным, но проходили годы, и оно ослепляло мир. Бывало, что блеск с годами тускнел, чтобы воссиять снова или потухнуть на века; нередко потомки восторгаются совсем иными образными гранями, нежели те, что восхищали современников. Иногда кажется, что у людей спадала с глаз пелена и, внезапно прозрев, они обнаруживали прекрасное или, наоборот, внезапно переставали восхищаться тем, что казалось прежде прекрасным.

В античные времена об искусстве писали мыслители, стремившиеся определить смысл художественного творчества. В средние века трактаты об искусстве составляли художники с целью передать опыт ученикам. В XVI веке печатаются биографии великих мастеров, служившие поучительным чтением. В XVII веке появляются лица, целиком посвятившие себя археологии, как называли тогда науку о древностях,- создатели трудов, и сегодня поражающих своей фундаментальностью. В XVIII веке родилась эстетика - учение о красоте, затем от археологии и эстетики отпочковывается в виде самостоятельной дисциплины искусствоведение.

В литературе термины «искусствознание» и «искусствоведение» употребляются практически как синонимы. Однако в данной книге эти понятия трактуются различно.

Искусствоведением принято называть дисциплину, изучающую искусство с помощью своих специфических методов. Как и всякая наука, искусствоведение претендует на объективность позиции исследователя по отношению к своему предмету. Под искусствознанием в этой книге понимается нечто иное, а именно - все без исключения формы знания искусства и его истории. Поясним на примере.

Скульптуру нередко копируют. Достаточно вспомнить, что в Древнем Риме копирование статуй приобрело такой размах, что сделалось одним из характерных признаков эпохи. Это, разумеется, требовало особых знаний и отнюдь не объективного отношения к копируемому оригиналу. Еще менее объективным было отношение к античной скульптуре в средние века, когда статуи разбивали или пережигали на известь. Учение церкви давало этому разрушению обоснование, свидетельствующее о достаточно глубоком понимании отвергаемых античных идеалов.

Торговля антиквариатом, коллекционирование картин, реставрация памятников архитектуры (делавшая их подчас неузнаваемыми), знаточество, музейное дело, подделка произведений нередко отражают глубинные тенденции культуры и являются исторически обусловленными формами знания искусства.

Искусствознание, как и искусство,- часть культуры, и хотя они связаны между собой, искусствознание имеет и собственную, не зависимую от искусства, судьбу, свою неповторимую «жизнь в веках». Эта жизнь подвержена сцеплениям обстоятельств, счастливым совпадениям, непредвиденным катастрофам и, как всякая жизнь, управляется законами неумолимыми и непреложными. Бросить взгляд на взаимодействие этих законов - одна из целей предлагаемой книги.

В семи главах «Жизни в веках» рассказывается о разных культурах древности и о том, как наше современное представление об этих культурах складывалось в драматическом ниспровержении прежних идеалов, о вековом забвении и об утопических попытках возрождения прошлого.

Механизм связи социальной структуры и идей

Сегодня не только ученые, но и любой старшеклассник знает, что искусство - одна из идеологических надстроек над социально-экономическим базисом общества. Каждый читающий человек имеет представление о том, сколь богата литература, посвященная проблеме базиса и надстройки. Механизм связи социальной структуры и идей, порожденных этой структурой, исследован марксистской эстетикой подробно и разносторонне, равно как и роль искусства в общественной жизни. Уже в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса можно встретить упоминания о роли искусства Древнего Египта в государстве фараонов, а также об искусстве греческой классики в условиях античного полиса или о значении византийского искусства для константинопольской империи ромеев.

Время и пространство, скорость и расстояние, небесное и земное, великое и ничтожное в средние века, в эпоху Возрождения, во времена абсолютизма или в эпоху Просвещения осмысливались совершенно по-разному. Люди жили не только в разных отрезках времени, но как бы и в разных мирах. Каков бы этот мир ни был, как бы ни рисовался своим «обитателям», в его фундамент всегда и непременно закладывалась культура прошлого. Истолкованная каждый раз в новом духе и каждый раз с новой целью, эта культура продолжает жить в веках. Однако о том, чем являлось искусство Египта для Европы XIX века, или что означало греческое искусство для европейского общества XVIII века, или чем было искусство Византии для рубежа XIX-XX веков и чем стало сегодня, «большая наука» высказывается скупо, наука же «малая», то есть литература, предназначенная для широкой читающей публики, не говорит об этом вообще. Показать, в чем эта новая жизнь и как она влияет на общественную практику,- задача книги «Жизнь в веках».



Раздел: Жизнь в веках



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Василий Шуйский: Ненастоящий царьТишайший царь - Алексей Михайлович Романов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Цветной ансамбль
Орнамент для ткани
Во власти кутейбы ( Древний Хорезм )

Балконный витраж в стиле модерн



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне