Опубликовано: Июль 20, 2011

История оконного стекла

Многие изменения акцентов в раннесредневековом стекле, конечно, связаны с введением христианства, но главная причина видится не в этом. Иная эпоха   поро­лила и новые задачи, устремления, новую идеологию и художественные вкусы, и христианство выступает как одна из составляющих этого сложного процесса. От­правление культа велось круглый год. В климатических условиях континентальной Европы плотно закрытые двери и окна надежно защищали от ветра и непогоды. Лучший материал для окон - стекло, оно прозрачно и пропускает свет, оно достаточно прочно, чтобы защи­щать от ветра, снега и дождя. Оконное стекло (для средних веков) - это новая сфера применения стекла.

Интересна история оконного стекла. Самые первые оконные стекла известны по находкам в Помпсях, в городе, засыпанном во время извержения Везувия в 79 г. н. э. Плоские толстые, отлитые из цветного стекла, прозрачные плиты не предназначались для застекления оконных проемов в нашем смысле. Архитектура рим­ского жилища исключала такую необходимость. Жилые и производственные помещения в Риме освещались дневным светом. И тем не менее плоские стекла, най­денные в Помпеях, предназначались для застекления окошка, правда, небольшого, располагавшегося рядом с калиткой. Это окошко своего рода маяк: оно защища­ло светильник, который ставился в нишу, чтобы в кро­мешной тьме южной ночи как-то наметить вход в дом.

Дело не только в том, что климат Италии позволял обходиться без застекленных окон. Дело еще и в том, что способ получения больших прозрачных плоскостей был найден далеко не сразу. Первоначально в первые века новой эры из стекла получали лишь небольшие отливки, толстые и поэтому недостаточно прозрачные и, что немаловажно, дорогие. Оконные стекла как тако­вые известны со второй половины II в., а более широ­ко - с III-IV вв. Это было не литое, а выдувное плоское стекло. Известны три способа получения плос­ких стекол путем выдувания (напомним, что выдувает­ся всегда шар, и лишь путем дополнительных нередко очень сложных манипуляций такому шару придается иная конфигурация, в том числе и плоская форма). Один способ - это так называемый цилиндр-процесс, который на русских заводах именовался халявным. Он предполагал выдувание большой, диаметром более 30 см, бутылки, у которой затем отрезались горлышко и донце (тут без понтии не обойтись), а тулово, разре­занное вдоль, развертывалось в плоский и прямоуголь­ный лист, размер получавшегося листа около 0,3 м2.

Два других способа предполагают изготовление круглых оконниц. Один из них называют лунным. Он представляет собой последовательное превращение в диск конического кубка - без понтии и в этом случае не обойтись. Другой способ предполагал получение сосуда с широким дном и низкими стенками. От такого «сосуда» стенки отрезались вообще и получался диск. Круглые стекла имели диаметры 20-22 см. Они кре­пились в деревянной раме - доске, взятой по размеру проема, в вырезы которой крепились диски. Такие рамы найдены в Софии Киевской, в Новгородской Нередице. Нужно иметь в виду, рассматривая сохранившие­ся части живописи интерьеров Нередицы и Софии, что она воспринималась с легкой желтоватой подсветкой, поскольку оконные стекла были желтоватыми. Желто­ватый тон делал более мажорным звучание цветной палитры прекрасных фресок и мозаик.

В средневековой Грузии оконное стекло было тоже круглым, но, в отличие от древнерусского, сложно-рельефным и цветным.

Изготовление оконного стекла некоторое время было специализацией монастырей и церквей. Мастера пере­езжали со всем своим инструментарием, а иногда и сырьем из одного аббатства в другое. Представление о бродячих мастерах-стеклоделах проникло в научную литературу и породило в свою очередь другое, ошибоч­ное и вредное: будто стеклоделием можно заниматься походя, между делом, так же, как мелкой торговлей пли портняжничеством, и делать стеклянные вещи в лю­бом месте. Отчасти это так, но, как показывают под­робные карты, на которых отмечены все выявленные разведками, раскопками и работами в архивах мастер­ские, их расположение подчинено некоторому порядку, который, правда, еще не всегда понятен. Снова и снова мы возвращаемся к мысли, что современные установки не всегда подходящих для изучения древнего стеклоде­лия: его организация подчинялась, видимо, иным нор­мам, еще не раскрытым правилам и установкам.

Есть еще немало интересных сюжетов в истории стекла: когда, что и как умели делать финикийцы, о ко­торых, выбирая самые красивые слова, так много гово­рят древние авторы; в каких формах пережило период

V-IX вв. стеклоделие Византин; не написана еще ис­тория стекла у франков и в средневековой Европе; византийское, венецианское и богемское стекло ждут своих исследователей. Эти сюжеты достойны специаль­ного рассмотрения: их место в истории стекла значи­тельно. Есть и другие, менее важные, но не менее ин­тересные темы - создание оптических инструментов и специальной лабораторной посуды; трудными и долгими были поиски рецептов для изготовления оптического стекла, прозрачного красного, розового, оранжевого и турмалинового. Сколько раз приходилось открывать заново то, что хорошо было известно в давно прошед­шее время - древняя техника миниатюрной мозаики была реставрирована венецианцами, гравировка по зо­лоту, известная римлянам и византийцам, вошла в историю как эгломизе, сохранив в названии имя прид­ворного стеклодела Людовика XVIII Э. Гломи; высокая резьба, также известная римлянам и византийцам, вош­ла в историю как открытие братьев Винтер, работавших в Потсдаме у прусского императора; М. В. Ломоносов заново создавал рецептуру для своих мозаик. Многие открытия нового времени есть буквально повторение уже сделанных однажды, сотни, а нередко и тысячи лет назад. Менялись условия задач и средства их решения, но не самые задачи, они остаются вечными - поиски новых для стекла функций и форм, создание гармони­ческих сочетаний, в которых звучала бы, не умолкая, «Ода стеклу», его красоте и силе. Современные худож­ники могут найти для себя немало интересных идей и решений в старом источнике, путь к которому расчи­щают историки древнего стекла.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Крепость Орешек: яблоко раздораЗапорожский гетман Пётр Сагайдачный - гроза османов »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Многие и один.Набросок костюма к опере "Победа над солнцем" М. Матюшина
Лунник
Александр Керенский - Миллионы для министра-председателя

Владимир Васильевич Карпов (Из лагеря — в штрафбат)



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне