Опубликовано: Июль 20, 2011

Изготовление стеклянной посуды

Бусы были своего рода «пробой пера», «разучива­нием гамм» стеклоделия. Изготовление стеклянных сосудов требовало глубоких знаний и навыков, умения и таланта; сосуд - сложное, нередко многочастное про­изведение, становившееся подчас целой симфонией. Древний мастер был дизайнером в нашем понимании: сам находил художественное и творческое решение и воплощал свой замысел собственными руками.

Появление стеклянных сосудов отмечало не только рост мастерства стеклодела. Стекло, дотоле существо­вавшее как материал для за­нятных безделушек, стало слу­жить полезному делу в изготов­лении посуды. Шаг от изготов­ления бус к изготовлению сосу­дов гораздо короче, чем это ка­жется сейчас. В пору, когда еще не знали выдувания, достаточно было в большом стеклянном слитке сделать углубление, что­бы получить чашу, или вместо трубки отлить закрытую с одно­го конца емкость. Однако такие «пробы» изготовления сосудов до нас не дошли. Самый первый найденный археологами.   Это небольшая рюмка, всего 8 см высотой, и диаметр устья также в 8 см. Толстые стенки делают сосуд неудобным и малоприятным в употреблении, темные, неровные и пористые внутренние стенки усу­губляют это впечатление. Снаружи сосуд даже красив: гладкий и блестящий бирюзового цвета с темно-синим и белым декором, в цветной декор включен картуш с именем Тутмоса III, правившего Египтом в 1525- 1473 гг. до н. э. (но до 1503 г. властвовала Хатшепсут, его мачеха и соправительница). Благодаря картушу с именем владельца мы знаем время рождения изготов­ления сосудов из стекла: не ранее 1503 г. до н. э. Случись это ранее - на сосуде скорее стояло бы имя Хатшепсут, как и на первой бусине из стекла. Совер­шенно очевидно, что первые стеклянные сосуды не вы­держивали конкуренции с традиционными материала­ми: не только с драгоценными металлами, самоцветны­ми камнями и алебастром, но и керамикой высокого качества. Более широкое применение получили стек­лянные сосуды закрытых форм (алабастры, амфориски) с узким горлышком и округлым, неудобным для стоя­ния дном, иногда с маленькими ручками для подвеши­вания. Вероятно, их единственное назначение - хра­нить благовония. Древняя эстетика делала возможным подобное сочетание: дорогой сосуд из редкого материа­ла и драгоценное его наполнение. Видимо, в это время появился иероглиф, которым на письме в Египте обоз­начали слово стекло: три соединенных вместе алебастра.

Сходные по форме и, очевидно, одинаковые по наз­начению сосуды, но из стекла разного состава дела­лись в Египте и Месопотамии. И если бы мы не нашли способа разграничивать между собой египетские и месопотамские изделия, спор на тему, кто раньше начал их изготовлять, кто у кого заимствовал формы, кто на кого влиял и чего касались эти влияния, никогда бы не кончился. Сегодня появились новые аргументы и первые надежды на разрешение спора. Если к итогам исследования морфологии и стилистики этих изделий, а также географии находок добавить сведения о их составе, то окажется, что изготовление их в Египте и Месопотамии осуществлялось независимо, но по близ­ким техническим канонам, и в этом нужно видеть не столько заимствования и повторения, сколько незави­симое (конвергентное) развитие, стремление к вопло­щению общих, а может быть, и единых эталонов красо­ты, выражение общего понимания прекрасного. В обеих странах, в обоих регионах изготовление сосудов в эпоху поздней бронзы развивалось примерно одинаково.

В железном веке месопотамская стеклянная посуда делалась иным способом: из полупрозрачных, иногда прозрачных неокрашенных отливок она вытачивалась (редко отливалась), а внутренняя полость высверли­валась. Из такого же стекла путем прессования в Месопотамии делали чаши. Целая серия чаш, невысоких - 5-6 см, диаметром 10-12 см, имела рельефный вы­пуклый декор в виде лепестков, вся поверхность, и наружная и внутренняя, отшлифована и заполирована. Все лишнее срезано. Считается, что именно о таких ча­шах говорит персидский посол, один из персонажей ко­медии Аристофана «Ахарняне», написанной в 525 г. до и. э., называя их «чаши проз­рачные». Название ученые распространили на чаши подобной формы, но более позднего времени. Для нас не менее, если не более, интересна вторая сос­тавляющая греческого словосочетания в единственном числе. Именно так - хюалос, прозрачный - греки называли стекло; тот, кто делал стекло, называл­ся хюалург, а все ремесло - хюалургия. Принцип словообразования тот же, что лежит в основе метал­лург - металлургия, драматург - драматургия, хирург, демиург и т. д.

Вернемся к чашам. В V-IV вв. до н. э. они извест­ны значительно шире: Средиземноморье, Причерно­морье, Италия, Испания, ма­териковая Европа. Па осно­вании формально-типологи­ческого сходства с месопотамскими чашами более ран­него времени, их обычно относят к кругу ахеменидских изделий. Однако резуль­таты анализа состава показа­ли, что часть - подобных чаш была сделана финикийцами не только в более позднее время, но и в ином регионе на побережье Сре­диземноморья.

Изготовление чаш путем прессования в форму стало основой для изготовления открытых форм в эллинисти­ческом и раннеримском Египте и на восточном побе­режье Средиземного моря; в раннеримское время сна­чала также путем прессования, а затем и путем выду­вания производились ребристые чаши, генетически связанные с финикийскими. Иная техника изготовления определила их новые морфологические особенности: топкие стенки, легкость и необыкновенную хрупкость. По составу стекла они соответствуют изделиям римской эпохи, а техникой изготовления связаны с традициями, которые, вероятнее всего, были переданы римлянам потомками финикийцев.

Изготовление стеклянной посуды, ее настоящая ис­тория, а не предыстория, связано с римской эпохой и было определено освоением стеклодувной трубки. С ее помощью были открыты   свойства,   присущие   только стеклу - способность воспринимать формующую силу дутья.

Первоначально использовался весь пузырь, при­крепленный к стеклодувной трубке, почти вся стеклян­ная масса, набранная из горшка, превращалась в из­делие - бутылка становилась главной формой. Изго­товление стеклянной посуды ускорялось, каждый сосуд становился более легким, с более тонкими стенками, следовательно, на него шло меньше стеклянной массы, но, с другой стороны, та половинка шара, которая не входила в форму, оставалась без употребления.

В стеклянной посуде рубежа нашей эры на каждые семь-восемь бутылок амфорисков, арибаллов или бальзамариев приходились две-три чаши, тарелки или куб­ка. Первые полтора столетия нашей эры прошли под знаменем стеклянных бутылок: тарной и парфюмерной посуды, пригодной для небольших порций жидкости, благовоний, мазей, приправ; из стекла же делают урны для праха усопших - большие банки с крышками. Открытые формы - стаканы, кубки - первоначально имели необыкновенно сложный сюжетный рельефный декор: сцены конных состязаний, гладиаторских боев, затейливые орнаменты и тексты. Эти сосуды не были предметами утилитарного назначения, их функция - парадно-представительная. Известны сосуды причудли­вых форм - человеческое лицо, виноградная гроздь и т. д. Подобная игра воображения продолжалась бы очень долго и стеклянная посуда не стала бы утили­тарно необходимой и незаменимой, а стеклянные кубки для питья в первые века нашей эры были бы по-преж­нему дороги, за них платили огромные деньги, если бы не одно маленькое изобретение.

Современные техники называют это приспособление нонтия, понтиль и даже любовно Пантелей. Что она собой представляет? В развитом виде - это металли­ческий прут, который через стеклянный шарик при­крепляется к дну изделия. После того как изделие отде­лено от стеклодувной трубки, но закреплено на понтии, его можно многократно вносить в жар печи и возвра­щать стеклу его пластичность, поскольку только плас­тичное стекло можно подвергать дальнейшей обработ­ке, наносить вгорячую декор и т. д. Понтия, как яв­ствуют археологические находки, была известна с се­редины II в. н. э. И в это же время и чуть ранее были известны сосуды, на дне которых нет следа прикре­пления понтии, но есть отпечаток тоненького колечка диаметром около 2 см. Этот отпечаток представляет со­бой не что иное, как след стеклодувной трубки, функ­ция которой после того, как было выявлено и освоено ее основное назначение, была расширена: она стала применяться для закрепления сосуда с той же самой целью, с которой позднее стала применяться понтия в полном смысле этого слова. Сосуды, имеющие на дне такой следок, снабжены сложно профилированным, а иногда и оплавленным краем.

Это маленькое изобретение совершило переворот в изготовлении стеклянной посуды. Но для этого стеклян­ной посуде нужно было победить серьезных соперников и конкурентов: металлы, благородные камни, высоко­качественную глину и другие материалы, традиционные для изготовления посуды. Со временем сказались и мно­гие преимущества стеклоделия. Стекло не требовало специальных, выдержанных и особо подготовленных глин, сложных формовочных приспособлений и т. д. В стеклоделии, если известно сырье, известна рецепту­ра, известны конструкции печей и горшков, все может быть возведено и освоено одномоментно. Все свое мас­терство и умение вместе с нехитрым инструментарием и припасом мастер носил с собой и в себе. В III и осо­бенно в IV в. н. э. стеклянная посуда, выйдя из разря­да предметов роскоши, стала ординарным бытовым предметом. В это время из стекла делают не только столовую посуду и бутылки; становятся обычными раз­ного рода банки, стаканы, светильники, появляются сосуды специального назначения - детские рожки, во­ронки, капельницы, висячие лампы и т. д.

Исчерпав все возможности форм сосудов и их наз­начения, мастера обращаются к их декору. Разрабаты­вая поочередно разные направления (декоративные сю­жеты и технику), подходят к тому, что декорирование сосуда становится дороже его изготовления. Особенно сложным был декор вхолодную: он требовал предва­рительного долгого, в течение 10-12 лет, обучения мастера, сложного инвентаря и оборудования. Резная стеклянная посуда в себе аккумулировала огромные затраты труда, времени, материалов. Все это снова выводило сосуды из широкого потребления и постепенно превращало в предмет роскоши: византийские импера­торы в VI в. относили их к аксессуарам придворного церемониала.

Стеклянная посуда в раннем средневековье измени­лась: бесконечные постоянно горящие лампы и лампа­ды, сосуды для причастия, сосуды для благовоний и масел, чернил и лекарств, лаконичные по форме, часто без всякого декора пришли на смену богатству форм и декоративному разнообразию римской эпохи.

Рис. 6. Позднеантичные кубки и лампа.

Примечательно, что производство стеклянной посу­ды в древней Руси началось в начале XI в. с изготов­ления ламп, напоминающих собой остродонные   кубки для питья. Именно в силу этого внешнего свойства функция первых древнерусских сосудов была двойствен­ной: традиционная форма, напоминавшая рог для питья, позволяла и сакральный сосуд использовать для этой цели.

Специальные сосуды для питья появились вслед за лампами, лишь в середине XI в., тогда же появились лампады новой формы и более удобные кубки, а в се­редине XII в. - совсем удобные стаканы на поддоне, затем тарелки, бутылки, рюмки и т. д. Древнерусская посуда первоначально была только ярко функциональна и лишена какого-либо декора: новый материал был сам по себе достаточно наряден и декоративен, к нему еще не привыкли, и само владение стеклянным сосудом со­ставляло удовольствие, а мягкий желтоватый оттенок стекла делал ее еще более привлекательной. Только в XII в. на стеклянной посуде появился очень скромный декор - фиолетовые или бирюзовые накладные стек­лянные детали: нити, змейки, полосы и капли.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Орден Святой АнныКрепость Орешек: яблоко раздора »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Садовник
Пара на красном фоне
Сотник терского казачьего войска (Осень 1914 года. Галиция)

Четыре одностворчатые внутренние двери



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне