Опубликовано: Июль 20, 2011

Изготовление стеклянной посуды

Бусы были своего рода «пробой пера», «разучива­нием гамм» стеклоделия. Изготовление стеклянных сосудов требовало глубоких знаний и навыков, умения и таланта; сосуд - сложное, нередко многочастное про­изведение, становившееся подчас целой симфонией. Древний мастер был дизайнером в нашем понимании: сам находил художественное и творческое решение и воплощал свой замысел собственными руками.

Появление стеклянных сосудов отмечало не только рост мастерства стеклодела. Стекло, дотоле существо­вавшее как материал для за­нятных безделушек, стало слу­жить полезному делу в изготов­лении посуды. Шаг от изготов­ления бус к изготовлению сосу­дов гораздо короче, чем это ка­жется сейчас. В пору, когда еще не знали выдувания, достаточно было в большом стеклянном слитке сделать углубление, что­бы получить чашу, или вместо трубки отлить закрытую с одно­го конца емкость. Однако такие «пробы» изготовления сосудов до нас не дошли. Самый первый найденный археологами.   Это небольшая рюмка, всего 8 см высотой, и диаметр устья также в 8 см. Толстые стенки делают сосуд неудобным и малоприятным в употреблении, темные, неровные и пористые внутренние стенки усу­губляют это впечатление. Снаружи сосуд даже красив: гладкий и блестящий бирюзового цвета с темно-синим и белым декором, в цветной декор включен картуш с именем Тутмоса III, правившего Египтом в 1525- 1473 гг. до н. э. (но до 1503 г. властвовала Хатшепсут, его мачеха и соправительница). Благодаря картушу с именем владельца мы знаем время рождения изготов­ления сосудов из стекла: не ранее 1503 г. до н. э. Случись это ранее - на сосуде скорее стояло бы имя Хатшепсут, как и на первой бусине из стекла. Совер­шенно очевидно, что первые стеклянные сосуды не вы­держивали конкуренции с традиционными материала­ми: не только с драгоценными металлами, самоцветны­ми камнями и алебастром, но и керамикой высокого качества. Более широкое применение получили стек­лянные сосуды закрытых форм (алабастры, амфориски) с узким горлышком и округлым, неудобным для стоя­ния дном, иногда с маленькими ручками для подвеши­вания. Вероятно, их единственное назначение - хра­нить благовония. Древняя эстетика делала возможным подобное сочетание: дорогой сосуд из редкого материа­ла и драгоценное его наполнение. Видимо, в это время появился иероглиф, которым на письме в Египте обоз­начали слово стекло: три соединенных вместе алебастра.

Сходные по форме и, очевидно, одинаковые по наз­начению сосуды, но из стекла разного состава дела­лись в Египте и Месопотамии. И если бы мы не нашли способа разграничивать между собой египетские и месопотамские изделия, спор на тему, кто раньше начал их изготовлять, кто у кого заимствовал формы, кто на кого влиял и чего касались эти влияния, никогда бы не кончился. Сегодня появились новые аргументы и первые надежды на разрешение спора. Если к итогам исследования морфологии и стилистики этих изделий, а также географии находок добавить сведения о их составе, то окажется, что изготовление их в Египте и Месопотамии осуществлялось независимо, но по близ­ким техническим канонам, и в этом нужно видеть не столько заимствования и повторения, сколько незави­симое (конвергентное) развитие, стремление к вопло­щению общих, а может быть, и единых эталонов красо­ты, выражение общего понимания прекрасного. В обеих странах, в обоих регионах изготовление сосудов в эпоху поздней бронзы развивалось примерно одинаково.

В железном веке месопотамская стеклянная посуда делалась иным способом: из полупрозрачных, иногда прозрачных неокрашенных отливок она вытачивалась (редко отливалась), а внутренняя полость высверли­валась. Из такого же стекла путем прессования в Месопотамии делали чаши. Целая серия чаш, невысоких - 5-6 см, диаметром 10-12 см, имела рельефный вы­пуклый декор в виде лепестков, вся поверхность, и наружная и внутренняя, отшлифована и заполирована. Все лишнее срезано. Считается, что именно о таких ча­шах говорит персидский посол, один из персонажей ко­медии Аристофана «Ахарняне», написанной в 525 г. до и. э., называя их «чаши проз­рачные». Название ученые распространили на чаши подобной формы, но более позднего времени. Для нас не менее, если не более, интересна вторая сос­тавляющая греческого словосочетания в единственном числе. Именно так - хюалос, прозрачный - греки называли стекло; тот, кто делал стекло, называл­ся хюалург, а все ремесло - хюалургия. Принцип словообразования тот же, что лежит в основе метал­лург - металлургия, драматург - драматургия, хирург, демиург и т. д.

Вернемся к чашам. В V-IV вв. до н. э. они извест­ны значительно шире: Средиземноморье, Причерно­морье, Италия, Испания, ма­териковая Европа. Па осно­вании формально-типологи­ческого сходства с месопотамскими чашами более ран­него времени, их обычно относят к кругу ахеменидских изделий. Однако резуль­таты анализа состава показа­ли, что часть - подобных чаш была сделана финикийцами не только в более позднее время, но и в ином регионе на побережье Сре­диземноморья.

Изготовление чаш путем прессования в форму стало основой для изготовления открытых форм в эллинисти­ческом и раннеримском Египте и на восточном побе­режье Средиземного моря; в раннеримское время сна­чала также путем прессования, а затем и путем выду­вания производились ребристые чаши, генетически связанные с финикийскими. Иная техника изготовления определила их новые морфологические особенности: топкие стенки, легкость и необыкновенную хрупкость. По составу стекла они соответствуют изделиям римской эпохи, а техникой изготовления связаны с традициями, которые, вероятнее всего, были переданы римлянам потомками финикийцев.

Изготовление стеклянной посуды, ее настоящая ис­тория, а не предыстория, связано с римской эпохой и было определено освоением стеклодувной трубки. С ее помощью были открыты   свойства,   присущие   только стеклу - способность воспринимать формующую силу дутья.

Первоначально использовался весь пузырь, при­крепленный к стеклодувной трубке, почти вся стеклян­ная масса, набранная из горшка, превращалась в из­делие - бутылка становилась главной формой. Изго­товление стеклянной посуды ускорялось, каждый сосуд становился более легким, с более тонкими стенками, следовательно, на него шло меньше стеклянной массы, но, с другой стороны, та половинка шара, которая не входила в форму, оставалась без употребления.

В стеклянной посуде рубежа нашей эры на каждые семь-восемь бутылок амфорисков, арибаллов или бальзамариев приходились две-три чаши, тарелки или куб­ка. Первые полтора столетия нашей эры прошли под знаменем стеклянных бутылок: тарной и парфюмерной посуды, пригодной для небольших порций жидкости, благовоний, мазей, приправ; из стекла же делают урны для праха усопших - большие банки с крышками. Открытые формы - стаканы, кубки - первоначально имели необыкновенно сложный сюжетный рельефный декор: сцены конных состязаний, гладиаторских боев, затейливые орнаменты и тексты. Эти сосуды не были предметами утилитарного назначения, их функция - парадно-представительная. Известны сосуды причудли­вых форм - человеческое лицо, виноградная гроздь и т. д. Подобная игра воображения продолжалась бы очень долго и стеклянная посуда не стала бы утили­тарно необходимой и незаменимой, а стеклянные кубки для питья в первые века нашей эры были бы по-преж­нему дороги, за них платили огромные деньги, если бы не одно маленькое изобретение.

Современные техники называют это приспособление нонтия, понтиль и даже любовно Пантелей. Что она собой представляет? В развитом виде - это металли­ческий прут, который через стеклянный шарик при­крепляется к дну изделия. После того как изделие отде­лено от стеклодувной трубки, но закреплено на понтии, его можно многократно вносить в жар печи и возвра­щать стеклу его пластичность, поскольку только плас­тичное стекло можно подвергать дальнейшей обработ­ке, наносить вгорячую декор и т. д. Понтия, как яв­ствуют археологические находки, была известна с се­редины II в. н. э. И в это же время и чуть ранее были известны сосуды, на дне которых нет следа прикре­пления понтии, но есть отпечаток тоненького колечка диаметром около 2 см. Этот отпечаток представляет со­бой не что иное, как след стеклодувной трубки, функ­ция которой после того, как было выявлено и освоено ее основное назначение, была расширена: она стала применяться для закрепления сосуда с той же самой целью, с которой позднее стала применяться понтия в полном смысле этого слова. Сосуды, имеющие на дне такой следок, снабжены сложно профилированным, а иногда и оплавленным краем.

Это маленькое изобретение совершило переворот в изготовлении стеклянной посуды. Но для этого стеклян­ной посуде нужно было победить серьезных соперников и конкурентов: металлы, благородные камни, высоко­качественную глину и другие материалы, традиционные для изготовления посуды. Со временем сказались и мно­гие преимущества стеклоделия. Стекло не требовало специальных, выдержанных и особо подготовленных глин, сложных формовочных приспособлений и т. д. В стеклоделии, если известно сырье, известна рецепту­ра, известны конструкции печей и горшков, все может быть возведено и освоено одномоментно. Все свое мас­терство и умение вместе с нехитрым инструментарием и припасом мастер носил с собой и в себе. В III и осо­бенно в IV в. н. э. стеклянная посуда, выйдя из разря­да предметов роскоши, стала ординарным бытовым предметом. В это время из стекла делают не только столовую посуду и бутылки; становятся обычными раз­ного рода банки, стаканы, светильники, появляются сосуды специального назначения - детские рожки, во­ронки, капельницы, висячие лампы и т. д.

Исчерпав все возможности форм сосудов и их наз­начения, мастера обращаются к их декору. Разрабаты­вая поочередно разные направления (декоративные сю­жеты и технику), подходят к тому, что декорирование сосуда становится дороже его изготовления. Особенно сложным был декор вхолодную: он требовал предва­рительного долгого, в течение 10-12 лет, обучения мастера, сложного инвентаря и оборудования. Резная стеклянная посуда в себе аккумулировала огромные затраты труда, времени, материалов. Все это снова выводило сосуды из широкого потребления и постепенно превращало в предмет роскоши: византийские импера­торы в VI в. относили их к аксессуарам придворного церемониала.

Стеклянная посуда в раннем средневековье измени­лась: бесконечные постоянно горящие лампы и лампа­ды, сосуды для причастия, сосуды для благовоний и масел, чернил и лекарств, лаконичные по форме, часто без всякого декора пришли на смену богатству форм и декоративному разнообразию римской эпохи.

Рис. 6. Позднеантичные кубки и лампа.

Примечательно, что производство стеклянной посу­ды в древней Руси началось в начале XI в. с изготов­ления ламп, напоминающих собой остродонные   кубки для питья. Именно в силу этого внешнего свойства функция первых древнерусских сосудов была двойствен­ной: традиционная форма, напоминавшая рог для питья, позволяла и сакральный сосуд использовать для этой цели.

Специальные сосуды для питья появились вслед за лампами, лишь в середине XI в., тогда же появились лампады новой формы и более удобные кубки, а в се­редине XII в. - совсем удобные стаканы на поддоне, затем тарелки, бутылки, рюмки и т. д. Древнерусская посуда первоначально была только ярко функциональна и лишена какого-либо декора: новый материал был сам по себе достаточно наряден и декоративен, к нему еще не привыкли, и само владение стеклянным сосудом со­ставляло удовольствие, а мягкий желтоватый оттенок стекла делал ее еще более привлекательной. Только в XII в. на стеклянной посуде появился очень скромный декор - фиолетовые или бирюзовые накладные стек­лянные детали: нити, змейки, полосы и капли.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Орден Святой АнныКрепость Орешек: яблоко раздора »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Дама на трамвайной остановке
Окно
Польские прабабушки советских «катюш»

Литераторы и поэты в годы Великой Отечественной войны



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне