Опубликовано: Июль 20, 2011

Рецептура стекловарения

Стекло - сложный расплав песка (кремнезема) и легкоплавких фракций, в стекле - это щелочи и щелоч­ные земли. От количества и соотношения последних зависит и температура плавки стекла, и так называе­мые выработочные свойства стекла, иными словами, каким видам обработки поддастся и для каких видов изделий наиболее подходяще стекло данного состава. Эта задача очень хорошо решается современной тех­нологией: оптические стекла, хрусталь и оконное стекло, тарное кислотоустойчивое, жаропрочное и т. д. получают согласно специальной рецептуре. В настоя­щее время рецептура стекловарения научно подбирает­ся и зависит от поставленных производственных задач. В древности решалась иная задача: к стеклу, сварен­ному по рецептуре, найденной чисто опытным путем, «методом проб и ошибок», подбирались приемы обра­ботки, соответствующие особенностям его состава. Ана­литически давно было установлено, что в древнем мире для получения стерла необходимы были щелочи, щелочные земли и песок. В качестве щелочных земель употреблялся известняк, доломит, иногда магнезит; в качестве щелочей - сода и зола растений. Последняя, как известно, в зависимости от района произрастания растений бывает разной: произрастающие на континен­те и в умеренной зоне аккумулируют и содержат соли калия, растения пустынь и прибрежной зоны - в ос­новном соли натрия, солей калия в такой золе немного и играют они второстепенную роль. Из истории химии было известно, что в древнем мире население разных регионов пользовалось разным щелочным сырьем для изготовления мыла и тканей, в медицине, кожевенном деле и кулинарии и т. д. Щелочное сырье, если можно так говорить, было районировано: Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, прибрежные районы Среди­земноморья использовали в качестве щелочного сырья золу растений, на Востоке она называлась сальсоли кали, в Испании - барилла. Население континенталь­ной Европы для тех же целей использовало древесную золу или поташ. В Египте применялась сода, в изоби­лии добывавшаяся из озер, среди которых самым зна­менитым было озеро Вади натрум; его название и дало имя самому веществу - натрум, натрий, натр, именно так сода называлась у египтян, позднее у римлян (и у других народов). В древности были известны только египетские месторождения натра, и на протяжении всего исторического времени содой вели оживленную торговлю, а в эллинистическом Египте торговля содой была государственной монополией. Об одном торговом корабле, везшем на своем борту соду, упомянул Плиний Старший. На египетской соде варили стекло в Риме и в римских провинциях; на той же основе изготовляли стекло и кельты, и мастера, достигшие Поднестровья, Крыма и других районов Северного Причерноморья, византийцы и франки в эпоху раннего средневековья. Мастера, которые и в древности, и в средние века жили и работали на Востоке и в Средней Азии, в своей прак­тике использовали золу местных, пустынных растений. Клинописная табличка, найденная в развалинах биб­лиотеки в Ниневии и относящаяся к VII в. до н. э., сообщила название этой золы - нага. Использование древесной золы или поташа, получаемого из нее, озна­чало, что к изготовлению стекла обратилось население нового и очень большого региона - умеренной лесной зоны Европейского континента.

С древнейших времен соду продавали и покупали, о торговле золой в древности сведений не сохранилось, не исключено, что золой тогда и не торговали, рафини­рованная зола, поташ, стала предметом вывоза лишь в позднем средневековье, а до этого времени зола высту­пает только как местное щелочное сырье. Установив вид щелочного сырья, мы делаем заметный шаг вперед, решая один из главных вопросов в археологии - о происхождении вещей.

Состав стекла, с одной стороны, действительно за­висел от природных условий, и немалую роль поэтому в образе действий древнего мастера играла традиция. Прямая производственно-географическая связь сущест­вовала почти всегда, лишь в начале нашей эры в рим­скую эпоху эта связь стала менее очевидной: в это время все стеклоделие огромной Римской империи ра­ботало на привозной египетской соде.

Рецептура стекловарения в древности определялась видом используемого щелочного сырья и рецептурной нормой - правилом,   согласно   которому   добавляли другие составляющие стекла - известь и песок. Рецеп­турные нормы были предельно просты и выражались числами 1, 2, 3; 1,5, 2,5. Именно простота и заставляла обставлять эти знания мистикой и тайной. Древние авторы рассказывали, например, что для получения красного стекла требовалась кровь козла, а для полу­чения самого лучшего стекла - человеческий эмбрион. Все древнее стекло с современной точки зрения нельзя называть лучшим: много пузырей, невелика прозрач­ность и однородность. Может быть, эти недостатки непрочного и хрупкого материала и служат порукой в том, что до жестоких жертв дело доходило редко. Поняв суть некоторых эволюционных процессов в их развитой форме, можно обратиться к их истокам. Стек­лоделие начинает свое существование в эпоху поздней бронзы. Огромный период, около 3 тыс. лет до момента появления первых стеклянных изделий, был временем создания стекла как материала.

Естественным представляется вопрос: были ли у стекла предшественники, природные или искусствен­ные? Стало ли появление стекла решением кем-то пос­тавленной и разумно сформулированной задачи или механизм его рождения был иным? Для столь глубо­кой древности нам не представляется серьезной мысль о стремлении человечества искусственным путем соз­дать аналог драгоценным камням и самоцветам. По мнению некоторых, именно это стремление и было главной движущей силой становления стеклоделия.

Существует другая «теория» происхождения стекла, подсказанная античной литературной традицией, до­шедшей до нас благодаря Плинию Старшему, его «Ес­тественным историям». Нужно признать, удержаться от пересказа этой «теории» трудно. Плиний записал: «Существует предание, будто бы сюда (к устью реки Бел, впадающей в Средиземное море на сирийском по­бережье) пристал корабль торговцев содой. Рассеяв­шись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние загорелись и смешались с береговым песком, тогда потекли проз­рачные ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла». «Теория счастливого случая», к сожалению, никак не объясняет существование долгой доистории стекла.

На стекло более всего похожи «египетские фаянсы», которые представляют собой искусственное соединение на силикатной основе, в отличие от современных, кото­рые делаются из специальных белых глин. Около полувека тому назад известный английский ученый А. Лукас показал, что существует последовательная связь между стеклом и «египетскими фаянсамн» через фаянсы с глазурью и «неполноценное стекло». Чем бли­же к стеклу располагается «связующее звено», тем больше в его составе щелочей и щелочных земель. Однако до сих пор не найдены (и, вероятно, не будут найдены) все звенья этого варианта эволюции: между стеклом и «неполноценным стеклом» существует не только качественное, но и количественное различие. Появление стекла не было результатом чисто эволю­ционных превращений, а представляло собой диалек­тический процесс. Такой подход к проблеме происхож­дения стекла объяснил бы многое: и отсутствие всех «связующих звеньев», и внешнее сходство стекла с его предшественниками, и даже одно из названий, которое дали стеклу египтяне, дошедшее до нас в греческом переводе «растекающийся камень».

Первое стекло возникало в виде самонаводящейся пленки и не могло существовать независимо от фаянсо­вой основы. Самоглазурующнеся фаянсы - прямые предки стекла, оставались фаянсамн, а не стеклом. Практика показывает, что взяв больше добавок (щело­чей, щелочных земель и минеральных красителей), можно получить более толстый и выразительный слой глазури, но при этом теряется рельефность изделия. Для получения оптимальных результатов требуется соблюдать количественно-качественное равновесие, на­рушение которого приводило к невосполнимым поте­рям: на поверхности «противня», на котором изделия вносились в печь, вместо заданной формы - растек­шаяся капля. «Растекающимся камнем» и ничем дру­гим было первое стекло. Нужно думать, что поначалу оно существовало как предупреждение: лучшее - враг хорошего! И тем не менее «растекающийся камень» превращался в полезный материал!

Путь этих превращений был трудным и долгим. Нужно было прежде всего ограничить пределы «расте­кания». Собственного опыта у мастеров фаянсового де­ла не было, а вот в другой области,   в металлургии, в это время широко и успешно применялись формы, тиг­ли, льячки. Растолочь «растекающийся камень», неу­давшихся скарабеев, бус, ушебтн, ссыпать полученный порошок в тигель или в глиняный горшок и поставить в печь было делом нехитрым. Сыпучий порошок (сов­ременный термин «фритта») подобно металлу в печи таял и плавился. Аналогично металлу новый материал, остывая, терял сначала текучесть, а затем и пластич­ность, приобретая свойства твердого тела.

Осознание этой аналогии послужило огромным им­пульсом развития, поскольку металлургия и металло­обработка стали источником, из которого черпались новые знания и идеи. Так, по аналогии, стало возмож­ным делать стеклянные отливки, монолитные или по­лые, в виде трубок, отливки можно было заготавливать впрок. Первоначально аналогия стекла и металла, оче­видно, исчерпывалась на уровне производства мате­риала и создания его запасов. В дальнейшем же стек­лоделы заимствовали простые и ясные приемы обра­ботки металла; стали применять сварку, соединяя стек­лянные детали, прессовать стекло и применять формы. В то же время они постигали свойства стекла: будучи горячим, оно растягивалось, сгибалось.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Великий князь Константин Романов (Князь и его муза)Сотник терского казачьего войска (Осень 1914 года. Галиция) »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Гуси
    Церковь в Мюрнау
    Трехстворчатая дверь с большой площадью остекления и фрамугой

    Софийский собор в Новгороде: Часовой Святой Руси



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне