Опубликовано: Июль 20, 2011

Рецептура стекловарения

Стекло - сложный расплав песка (кремнезема) и легкоплавких фракций, в стекле - это щелочи и щелоч­ные земли. От количества и соотношения последних зависит и температура плавки стекла, и так называе­мые выработочные свойства стекла, иными словами, каким видам обработки поддастся и для каких видов изделий наиболее подходяще стекло данного состава. Эта задача очень хорошо решается современной тех­нологией: оптические стекла, хрусталь и оконное стекло, тарное кислотоустойчивое, жаропрочное и т. д. получают согласно специальной рецептуре. В настоя­щее время рецептура стекловарения научно подбирает­ся и зависит от поставленных производственных задач. В древности решалась иная задача: к стеклу, сварен­ному по рецептуре, найденной чисто опытным путем, «методом проб и ошибок», подбирались приемы обра­ботки, соответствующие особенностям его состава. Ана­литически давно было установлено, что в древнем мире для получения стерла необходимы были щелочи, щелочные земли и песок. В качестве щелочных земель употреблялся известняк, доломит, иногда магнезит; в качестве щелочей - сода и зола растений. Последняя, как известно, в зависимости от района произрастания растений бывает разной: произрастающие на континен­те и в умеренной зоне аккумулируют и содержат соли калия, растения пустынь и прибрежной зоны - в ос­новном соли натрия, солей калия в такой золе немного и играют они второстепенную роль. Из истории химии было известно, что в древнем мире население разных регионов пользовалось разным щелочным сырьем для изготовления мыла и тканей, в медицине, кожевенном деле и кулинарии и т. д. Щелочное сырье, если можно так говорить, было районировано: Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, прибрежные районы Среди­земноморья использовали в качестве щелочного сырья золу растений, на Востоке она называлась сальсоли кали, в Испании - барилла. Население континенталь­ной Европы для тех же целей использовало древесную золу или поташ. В Египте применялась сода, в изоби­лии добывавшаяся из озер, среди которых самым зна­менитым было озеро Вади натрум; его название и дало имя самому веществу - натрум, натрий, натр, именно так сода называлась у египтян, позднее у римлян (и у других народов). В древности были известны только египетские месторождения натра, и на протяжении всего исторического времени содой вели оживленную торговлю, а в эллинистическом Египте торговля содой была государственной монополией. Об одном торговом корабле, везшем на своем борту соду, упомянул Плиний Старший. На египетской соде варили стекло в Риме и в римских провинциях; на той же основе изготовляли стекло и кельты, и мастера, достигшие Поднестровья, Крыма и других районов Северного Причерноморья, византийцы и франки в эпоху раннего средневековья. Мастера, которые и в древности, и в средние века жили и работали на Востоке и в Средней Азии, в своей прак­тике использовали золу местных, пустынных растений. Клинописная табличка, найденная в развалинах биб­лиотеки в Ниневии и относящаяся к VII в. до н. э., сообщила название этой золы - нага. Использование древесной золы или поташа, получаемого из нее, озна­чало, что к изготовлению стекла обратилось население нового и очень большого региона - умеренной лесной зоны Европейского континента.

С древнейших времен соду продавали и покупали, о торговле золой в древности сведений не сохранилось, не исключено, что золой тогда и не торговали, рафини­рованная зола, поташ, стала предметом вывоза лишь в позднем средневековье, а до этого времени зола высту­пает только как местное щелочное сырье. Установив вид щелочного сырья, мы делаем заметный шаг вперед, решая один из главных вопросов в археологии - о происхождении вещей.

Состав стекла, с одной стороны, действительно за­висел от природных условий, и немалую роль поэтому в образе действий древнего мастера играла традиция. Прямая производственно-географическая связь сущест­вовала почти всегда, лишь в начале нашей эры в рим­скую эпоху эта связь стала менее очевидной: в это время все стеклоделие огромной Римской империи ра­ботало на привозной египетской соде.

Рецептура стекловарения в древности определялась видом используемого щелочного сырья и рецептурной нормой - правилом,   согласно   которому   добавляли другие составляющие стекла - известь и песок. Рецеп­турные нормы были предельно просты и выражались числами 1, 2, 3; 1,5, 2,5. Именно простота и заставляла обставлять эти знания мистикой и тайной. Древние авторы рассказывали, например, что для получения красного стекла требовалась кровь козла, а для полу­чения самого лучшего стекла - человеческий эмбрион. Все древнее стекло с современной точки зрения нельзя называть лучшим: много пузырей, невелика прозрач­ность и однородность. Может быть, эти недостатки непрочного и хрупкого материала и служат порукой в том, что до жестоких жертв дело доходило редко. Поняв суть некоторых эволюционных процессов в их развитой форме, можно обратиться к их истокам. Стек­лоделие начинает свое существование в эпоху поздней бронзы. Огромный период, около 3 тыс. лет до момента появления первых стеклянных изделий, был временем создания стекла как материала.

Естественным представляется вопрос: были ли у стекла предшественники, природные или искусствен­ные? Стало ли появление стекла решением кем-то пос­тавленной и разумно сформулированной задачи или механизм его рождения был иным? Для столь глубо­кой древности нам не представляется серьезной мысль о стремлении человечества искусственным путем соз­дать аналог драгоценным камням и самоцветам. По мнению некоторых, именно это стремление и было главной движущей силой становления стеклоделия.

Существует другая «теория» происхождения стекла, подсказанная античной литературной традицией, до­шедшей до нас благодаря Плинию Старшему, его «Ес­тественным историям». Нужно признать, удержаться от пересказа этой «теории» трудно. Плиний записал: «Существует предание, будто бы сюда (к устью реки Бел, впадающей в Средиземное море на сирийском по­бережье) пристал корабль торговцев содой. Рассеяв­шись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние загорелись и смешались с береговым песком, тогда потекли проз­рачные ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла». «Теория счастливого случая», к сожалению, никак не объясняет существование долгой доистории стекла.

На стекло более всего похожи «египетские фаянсы», которые представляют собой искусственное соединение на силикатной основе, в отличие от современных, кото­рые делаются из специальных белых глин. Около полувека тому назад известный английский ученый А. Лукас показал, что существует последовательная связь между стеклом и «египетскими фаянсамн» через фаянсы с глазурью и «неполноценное стекло». Чем бли­же к стеклу располагается «связующее звено», тем больше в его составе щелочей и щелочных земель. Однако до сих пор не найдены (и, вероятно, не будут найдены) все звенья этого варианта эволюции: между стеклом и «неполноценным стеклом» существует не только качественное, но и количественное различие. Появление стекла не было результатом чисто эволю­ционных превращений, а представляло собой диалек­тический процесс. Такой подход к проблеме происхож­дения стекла объяснил бы многое: и отсутствие всех «связующих звеньев», и внешнее сходство стекла с его предшественниками, и даже одно из названий, которое дали стеклу египтяне, дошедшее до нас в греческом переводе «растекающийся камень».

Первое стекло возникало в виде самонаводящейся пленки и не могло существовать независимо от фаянсо­вой основы. Самоглазурующнеся фаянсы - прямые предки стекла, оставались фаянсамн, а не стеклом. Практика показывает, что взяв больше добавок (щело­чей, щелочных земель и минеральных красителей), можно получить более толстый и выразительный слой глазури, но при этом теряется рельефность изделия. Для получения оптимальных результатов требуется соблюдать количественно-качественное равновесие, на­рушение которого приводило к невосполнимым поте­рям: на поверхности «противня», на котором изделия вносились в печь, вместо заданной формы - растек­шаяся капля. «Растекающимся камнем» и ничем дру­гим было первое стекло. Нужно думать, что поначалу оно существовало как предупреждение: лучшее - враг хорошего! И тем не менее «растекающийся камень» превращался в полезный материал!

Путь этих превращений был трудным и долгим. Нужно было прежде всего ограничить пределы «расте­кания». Собственного опыта у мастеров фаянсового де­ла не было, а вот в другой области,   в металлургии, в это время широко и успешно применялись формы, тиг­ли, льячки. Растолочь «растекающийся камень», неу­давшихся скарабеев, бус, ушебтн, ссыпать полученный порошок в тигель или в глиняный горшок и поставить в печь было делом нехитрым. Сыпучий порошок (сов­ременный термин «фритта») подобно металлу в печи таял и плавился. Аналогично металлу новый материал, остывая, терял сначала текучесть, а затем и пластич­ность, приобретая свойства твердого тела.

Осознание этой аналогии послужило огромным им­пульсом развития, поскольку металлургия и металло­обработка стали источником, из которого черпались новые знания и идеи. Так, по аналогии, стало возмож­ным делать стеклянные отливки, монолитные или по­лые, в виде трубок, отливки можно было заготавливать впрок. Первоначально аналогия стекла и металла, оче­видно, исчерпывалась на уровне производства мате­риала и создания его запасов. В дальнейшем же стек­лоделы заимствовали простые и ясные приемы обра­ботки металла; стали применять сварку, соединяя стек­лянные детали, прессовать стекло и применять формы. В то же время они постигали свойства стекла: будучи горячим, оно растягивалось, сгибалось.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    « Великий князь Константин Романов (Князь и его муза)Сотник терского казачьего войска (Осень 1914 года. Галиция) »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Портрет И.В. Клюна (Клюнков)
    картина Французский рабочий :: Pavel Filonov
    Дед советского спецназа (Илья Старинов)

    Художественные керамические изделия



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне