Опубликовано: Июль 19, 2011

О жителях поселений и их обычаях

При раскопках усадеб и крепости было обнаружена много фрагментов сосудов с граффити - процарапан­ными надписями. Этот материал рассказывает нам о разных сторонах жизни греческого населения. С хозяй­ственными нуждами связаны буквы,   начертанные   на горлах амфор или на венчиках пифосов. Это - цифровые пометки, вы­раженные при помощи букв греческого алфави­та. Чаше всего они обоз­начали объем сосуда, иногда его цену. На до­нышках сосудов ставили имя владельца, иногда делались посвящения разным богам - Демет-ре, Коре, Зевсу, Дионису, Гере, Деве, Гераклу; ча­сто имена богов писа­лись в принятых сокра­щениях.   Эти   граффити вводят нас в религиозную жизнь населения изучаемых памятников.

Интересно донышко сосуда (рис. 5) с надписью цистой (миста). Вероятно, сосуд принадлежал мис-ТУ - участнику мистерий (тайного священнодействия). К сожалению, мы так и не знаем с мистериями в честь какого божества был связан этот мнет.

С почитанием богов, упомянутых в надписях, свя­заны находки терракотовых статуэток, среди которых особенно много фигурок Коры и Деметры. В разных вариантах они в большом количестве найдены в «Чай­ке» и на Маякских усадьбах. Статуэтка Деметры пред­ставляет собой погрудное изображение полной женщи­ны с согнутыми в локтях и прижатыми к груди рука­ми. На голове ее надет чепец со спускающимися к пле­чам завязками (рис. 6,а). Кора представлена в образе девушки или молодой женщины. Левой рукой, согнутой в локте и поднятой к плечу, богиня придерживает от­брошенное покрывало. Правая рука, прижатая к груди, держит плод или птицу. Длинные локоны спускаются на плсчн (рис. 6,6). Наиболее интересен фрагмент про-томы Коры с сохранившимися следами первоначальной раскраски. Богиня изображена в калафе, покрывающем пышные, спускающиеся локонами волосы. Лицо ее и полукруг над калафом покрыты белой краской. Губы красные, волосы коричневые. На калафе следы черной краски. Ободок полукруга над калафом в момент от­крытия имел яркий голубой цвет (см. заставку).

Рис. 6. а) Терракотовая протома Деметры с городища «Чайка». III в. до н. э.

6) Терракотовая протома Коры с поселения у Евпаторийского Мая­ка. III в. до н. э.

В городах Северного Причерноморья исследователя­ми установлена связь между культами Деметры и Коры и статуэтками, изображающими юношу в калафе с длинными крыльями за плечами. Такая статуэтка с крыльями, покрытыми белой краской, найдена и на «Чайке». Таким образом, на рассматриваемых памят­никах наиболее ярко проявляется земледельческий культ Деметры и Коры.

При раскопках Маякских усадеб был обнаружен фрагмент чернолакового канфара с каннелированным туловом, украшенного в верхней части накладной росписью. Ниже росписи заметны прочерченные буквы (рис. 7,а). Фрагменты и целые экземпляры таких кубков-канфаров, служивших для возлияний, представ­ляют собой обычные находки во время раскопок гре­ческих поселений и могильников. Много их было най­дено при раскопках крепости «Чайка», Маякских уса­деб, в погребениях могильника у с. Заозерного. Изящ­ный образец такого же сосуда (рис. 7,6) происходит из дома с винодельней. Сделанная же владель­цем первого сосуда над­пись представляет осо­бый интерес. В ней со­держится греческое сло­во Гигиея (cTY»sia), по­ставленное в родитель­ном падеже. Гигиея - имя дочери бога Лсклс-пия, богини здоровья. Надпись как бы говорит от имени сосуда - «Я канфар Гигиен» (богини здоровья). Вниматель­но присмотревшись к над­писи, обратим внимание, что резчик сделал ошиб­ку и процарапал подряд две буквы «г». Но, сразу заметив ошибку, он пе­ределал лишнее «г» на «и» (греческую йоту О, зачеркнув мелкими штри­хами его горизонтальную черту. Интересно, что окончание слова - две последние буквы написа­ны другой рукой или, во всяком случае, другим шриф­том ( см. рис. 7, а).

В Херсонесе, Ольвии и Пантикапее во время раско­пок были обнаружены чернолаковые кубки и их фраг­менты с процарапанными на видном месте именами богов, поставленными в родительном падеже. Среди них имена Зевса Спасителя, Зевса, Диониса и Афроди­ты. Часто надписи делались на сосудах, украшенных росписью, придававшей им нарядный и праздничный вид. Все это позволяет предполагать, что эти кубки служили для возлияний богам на праздничных собра­ниях свободных греков. Стихотворение А. С. Пушкина

«Бог веселый винограда» вводит нас в атмосферу гре­ческого пира:

Бог веселый винограда Позволяет нам три чаши Выпивать в пиру вечернем. Первую во имя граций. Обнаженных и стыдливых; Посвящается вторая Краснощекому здоровью, Третья дружбе многолетней.

Любопытно, что всем посвящениям, приведенным в стихотворении поэта, в археологическом материале соответствуют ритуальные пиршественные чаши.

Находки терракот и многочисленные граффити, на­писанные греческими буквами на греческом языке, сви­детельствуют об отправлении населением изучаемых памятников греческих культов, о соблюдении им гре­ческих обычаев. Это говорит в пользу преобладания греческого населения на изучаемых памятниках или, во всяком случае, о его ведущей роли.

Нельзя не сказать, что эти наблюдения вступают в некоторое противоречие с данными, полученными во время раскопок некрополя у с. Заозерного - предпола­гаемого кладбища древних жителей чайкинского горо­дища. Здесь наряду с чертами греческого погребаль­ного обряда присутствуют и элементы, характерные для погребений местного населения, например курганы, уст­ройство каменных колец вокруг могил, конское захо­ронение и некоторые другие. Плохая сохранность че­ловеческих костей в могилах пока не позволила спе­циалистам закончить изучение всех сохранившихся че­репов. Однако среди небольшого числа изученных эк­земпляров преобладает негрсческий тип.

Таким образом, присутствие местного населения бо­лее четко выступает из данных раскопок могильника по сравнению с материалами, полученными при раскоп­ках мест жительства этих людей. Дальнейшие усилия антропологов и археологов в изучении этого материа­ла позволят определеннее говорить о соотношении гре­ческого и негреческого населения на изучаемых памят­никах.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться

« Русский кат - палачи в РоссииДети-художники »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Художник: на луну
Летний дом. Задний двор
Коллекция сибирского золота

Бронепоезда: Сухопутные линкоры



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне