Опубликовано: Июль 19, 2011

Олисей Гречин

В ходе раскопок было установлено, что во второй половине XII в. часть большого боярского владения, а именно усадьба А, принадлежала священнику Олисею Гречину, что документально подтверждается берестя­ными грамотами и многими находками. Его имя встре­чается также на страницах Новгородской летописи в рассказе 1193 г. о выборах архиепископа. Олисей Гречин был одним из претендентов на эту должность и, следовательно, занимал высокий пост в новгородской церкви.

В 1977 г., когда исследование усадьбы Гречнна было продолжено, в ее пределах были обнаружены остатки огромной постройки площадью больше 100 м2. Отме­тим, что это в 3-4 раза превосходит площади любых новгородских построек, известных по раскопкам ранее.

Данная постройка не была жилым, хозяйственным или производственным помещением. Это сооружение имело открытую галерею, которая покоилась на мощных де­ревянных колоннах диаметром 70 см. В самой построй ке и вблизи нее были найдены остатки разных красок и большое количество минералов, которые после спе­циальной обработки превращались в необходимые крас­ки. Здесь же обнаружены специальные керамические чашечки, покрытые глухой поливой, служившие для разведения красок. Весьма выразительна собранная в развале постройки коллекция тиглей, тиглей-льячек, необходимых для термического приготовления искус­ственных красок (прежде всего киновари) и лаков.

Рис. 7. Остатки мастерской живописца.

Среди других находок следует назвать 15 доще­чек - заготовок для небольших иконок высотой 10- 20 см. Одни из этих дощечек прямоугольны, другие - имеют полукруглый верх с плечиками, но все снабжены на лицевой стороне выемкой-ковчегом, а на некоторых сохранились следы окраски, нанесенной прямо на дере­во без левкаса. Найдены и обломки окладов для икон, выполненных виртуозной чеканкой на тонком бронзо­вом листе. На одном из них сохранилась надпись «АПОС НИКОЛАО», соответствующая   изображению св. Николая. Упомянем также обрывки золотой, сереб­ряной и бронзовой фольги для разных работ по золоче­нию, серебрению и бронзированию фонов икон и ок­ладов.

Рис. 8. Заготовки иконок.

В очень большом количестве на усадьбе А был соб­ран янтарь (учтено 1150 мелких кусков), непригодный для изготовления каких-либо изделий. Находки глиня­ных горшков со спекшимся янтарем, в другом случае - спекшейся массы янтаря, обернутой в промасленную ткань, сделали очевидным применение янтаря на усадьбе А. Из старых рецептов известно, что янтарь был составной частью олифы, специального лака для покрытия икон. Основой такого лака было оливковое или другое растительное масло, поступавшее в Новго­род с юга. На усадьбе Гречина в большом количестве обнаружены обломки красноглиняных амфор, в кото­рых и доставляли в Новгород оливковое масло.

Все перечисленные находки, несомненно, свидетель­ствуют о существовании на усадьбе А в слоях второй половины XII в. мастерской художника.

Рис. 9. Оклад иконки.

После открытия мастерской возник вопрос: кто был художником - сам ли владелец усадьбы или зависимый от него человек, работавший по заказам Олисея Гречина? На этот вопрос ответили найденные в 1977 г. берестяные грамоты, среди которых два заказа: «Пок­лон от попа к Гречину. Напиши мне двух шестокрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую тебя. А бог вознаградит. Или договорись обо всем» (№ 549). Следовательно, по заказу попа Гречин должен изобра­зить серафимов на двух иконах, предназначенных для их размещения над деисусной композицией. Историчес­ки важно то, что речь здесь идет, несомненно, о сборной композиции, т. е. об иконостасе; иными словами, о за­казе не на домовые, а на храмовые иконы, требовав­шие от мастера несомненного профессионализма.

Другая грамота-заказ под № 558 лаконичнее: «От попа Мины к Гречину. Будь здесь к Петрову дню с иконами серафимов». Таким образом, мы узнали, что владелец усадьбы А Олисей Грсчин был не только свя­щенником и претендентом на пост архиепископа, но и художником-иконописцем, выполнявшим заказы на из­готовление храмовых икон. Такое совмещение профес­сий в одном лице не должно смущать современного читателя. Из Новгородской летописи известно, что да­же некоторые новгородские архиепископы были худож­никами-иконописцами. Несомненно, Олисей Гречии был руководителем мастерской, в которой работала целая группа художников и подмастерьев.

Коллекция берестяных грамот, заказов Гречину, по­полнилась в 1982 г. новыми находками. Дело в том, что в 1977 г. усадьба А была исследована не полностью. Часть ее оставалась под мостовой весьма оживленной современной улицы, ведущей к одному нз интересней­ших архитектурных памятников Новгорода, Юрьеву монастырю. Тем не менее, принимая во внимание важ­ность открытия мастерской древнего художника, Нов­городский горисполком принял беспрецедентное реше­ние о прекращении движения по этой улице и предос­тавлении ее для раскопок.

Летом 1982 г. усадьба художника Олисея Гречина была исследована полностью, и новые находки стали прекрасным дополнением уже известных фактов. Были найдены две заготовки маленьких иконок, на обороте одной из них процарапана надпись «Фалея», т. е. имя святого, которого нужно было изобразить на иконке. Продолжались массовые находки янтаря и обломков амфор, но, как всегда, самые интересные сведения за­ключались в грамотах, одна из которых под № 602 гла­сит: «Дмитрия Христину. На другой Ивана, Марии. На третьей Ивана. На четвертой Семена». Несомненно, это запись заказа на иконы, на которых должны были быть изображены перечисленные святые. Ценность этой грамоты состоит еще и в том, что она позволила опре­делить характер и других грамот с перечислением имен, происходящих с усадьбы Гречина. Все они первоначаль­но были классифицированы как поминальные записки, подаваемые прихожанами священнику. После находки грамоты Л° 602 становится очевидным, что и прежние записи имен на бересте относятся к разряду заказов на иконы.

Всякое новое имя в древнерусском искусстве вызы­вает большой интерес и у специалистов, и у широкой публики; ведь древнерусское и особенно домонгольское искусство по существу безымянно. История сохранила имена Феофана Грека, знаменитого Андрея Рублева и некоторых других мастеров. Теперь же стало известно имя художника, жившего и творившего на два-три сто­летия раньше известных мастеров. Заманчиво было бы найти среди художественных памятников Новгорода произведения, принадлежащие Олисею Гречину. Иск­лючительный интерес в связи с этим представляет пред­положение одного нз авторов статьи, В. Л. Янина 3, основанное на стройной системе доказательств о том, что Олисей Гречин был одним из главных мастеров, расписывавших в конце XII в. знаменитую церковь Спаса-Нсредицы под Новгородом, живопись которой, почти целиком погибшая во время войны, производила огромное впечатление на всех, кому посчастливилось видеть ее. Открытие усадьбы Гречина - бесценный вклад археологов в историю древнерусского искусства, которое пополнилось еще одним именем и конкретными свидетельствами творчества и быта древнерусских жи­вописцев.

А завершим мы наш рассказ о находках 1982 г. на Троицком раскопе грамотой № 605, которая относится к совершенно новому типу писем на бересте. Это - не хозяйственное распоряжение, не духовное завеща­ние, не жалоба крестьян, не деловая переписка родст­венников, не ростовщическая запись. Грамота № 605 может служить прекрасным образцом эпистолярного жанра первой половины XII в., вот ее текст: «Покланя-ние от Ефрема к брату моему Исухии. Не расспрашав, разгневался; меня игумен не пустил, а я просился. Но послал с Асафом к посаднику за медом. А пришли [т. е. вернулись] с ним, когда звонили. А зачем гнева­ешься, ведь я всегда у тебя.   А стыдно   мне и плохо, что ты сказал: «Покланяюсь тебе, братец мой». Ты бы вот что себе сказал [вместо этого]: «Ты - мой, а я - твой».



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться

    « Армия князя Тараруя (Хованщина)Городовой казак на Руси 17 века »

    Кубистическая композиция :: Суетин Николай
    Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
    Любовники в сирени
    Окно
    Наградное оружие: Шпага вместо ордена

    Боевые медведи Руси



    Картины Малевича
    Картины Шагала
    Лучшие исторические фильмы

    Топ 100 кино
    Павел Филонов
    Лучшие эротические триллеры
    Топ 100 лучших комедий 21 века
     
     
     Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне