Опубликовано: Июль 19, 2011

Политическое устройство

Одним из существенных вопросов истории Новгоро­да всегда было выявление степени демократизма нов­городского политического устройства. Во времена Ра­дищева и декабристов историки и публицисты видели в Новгородской республике оплот народовластия, анти­тезу монархии. На последующие поколения историков-большое влияние оказало красочное изображение нов­городского веча Н. М. Карамзиным в его повести «Марфа Посадница». Повесть начинается с рассказа о звоне вечевого колокола, на который собирается 10 тыс. жителей Новгорода для обсуждения важней­ших политических дел. Неоднократно высказывалась мысль о том, что в вечевом собрании участвовало все свободное взрослое население города - от бояр до простых ремесленников и мелких торговцев.

Эта проблема встала и перед археологией, которая в процессе раскопок способна установить размеры вече­вой площади и, следовательно, составить представле­ние о ее емкости. Поскольку многочисленные показа­ния летописей и актов определяли местонахождение главной вечевой площади XIII-XV вв. на Ярославовом дворище, около церкви Николы, этот район ока­зался в центре пристального внимания археологов еще в 1937 г. Раскопки велись здесь на протяжении не­скольких лет, в последний раз - в 1948 г. Было зало­жено 13 больших и малых раскопов, густой сеткой по­крывших почти всю возможную территорию местона­хождения этой площади. Однако везде, во всех слоях, в том числе и в напластованиях XIII-XV вв., здесь были обнаружены лишь остатки обычной жилой и хо­зяйственной застроек. Ни настилов мощеной площади, ни просто пустых пространств, которые могли быть использованы для размещения народного собрания, в исследованных раскопах не было.

Однако эти работы имеют и несомненный положи­тельный результат. Поскольку существование вечевой площади около церкви Николы несомненно, значит она находилась на той территории, которая еще остается неисследованной. Неисследованным между тем оказы­вается лишь один участок, занятый в настоящее время поздним западным притвором к церкви Николы и стоя­щим напротив него двухэтажным зданием, построенным во второй половине XIX в. Величина этого простанства составляет примерно 1200-1500 м2, т. е. не превышает объема боярской усадьбы Великой улицы. Сколько че­ловек может разместиться на ней?

Из показаний письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» - трибуна для посадников и других руко­водителей республики, занимавших магистратские по­сты. Площадь также была оборудована скамьями. В одном летописном сообщении XIV в. рассказывается, что, провоцируя конфликт, жители одного из концов в доспехах, замаскированных верхней одеждой, подсе­ли к своим безоружным противникам. Значит, участ­ники веча сидели, а не стояли.

Принимая во внимание эти обстоятельства, можно утверждать, что состав вечевого собрания был сравни­тельно невелик - максимально 400-500 человек. Эта цифра близка к показанию немецкого источника 1335 г., называющего главный орган новгородской власти «300 золотыми поясами». Возможно предположить, что та­кое наименование было традиционным и восходило к той поре, когда в Новгороде до последней четверти XII в. было только три конца. В эту раннюю эпоху каждый конец посылал на вече сотню своих предста­вителей. С расширением числа концов сначала до че­тырех, а с последней четверти XIII в. до пяти пропор­ционально увеличивалось и число участников веча.

Однако приведенные цифры сопоставимы с другим рядом явлений. Громадные усадьбы, открытые на Не­ревском конце, существовали не только в нем. Точно такие же дворы были обнаружены в процессе раскопок во всех районах Новгорода, располагавших наиболее значительным культурным слоем. Сравнение этих дан­ных с объемом таких территорий дает цифру, пример­но равную 400-500. Если приведенное сопоставление справедливо, то мы получаем право говорить об узко­сословном характере городского веча. Его участниками, представителями концов были наиболее богатые дворовладельцы, прежде всего бояре. Даже если это мнение требует какой-либо корректировки, представление о мно­голюдности городского веча, об участии в нем всего свободного населения оказывается несостоятельным.

В то же время несомненным представляется нали­чие в Новгороде более высокой творческой инициати­вы народных масс, которая находит косвенное отраже­ние, например, в широком развитии грамотности в сре­де ремесленников и торговцев. В прежние времена существовало устойчивое мнение, что в древней Руси грамотными были лишь князья и попы, да и то не все. Открытие нового массового источника - берестяных грамот - показало, что это представление ошибочно. Авторами многих грамот были ремесленники, холопы, крестьяне и, что особенно показательно, женщины.

По-видимому, преимущества республиканского строя и его внешний демократизм покоились на иных осно­вах. Одной из них могла быть гласность народного собрания. Хотя его участниками были богатейшие нов­городцы, но работа веча шла под открытым небом, и не имеющие официального права голоса на нем все же располагали видимостью деятельного участия, криками порицания и похвалы реагируя на ход дебатов. Другая основа может быть связана с многоступенчатостью вечевого собрания. Кроме общегородского веча, харак­теристика которого уже изложена, в Новгороде суще­ствовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по сущест­ву искусственным образованием, возникшим в резуль­тате создания межкончанской политической конфедера­ции, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками мог­ло быть все свободное население концов и улиц. Имен­но они были важнейшим средством организации внутри­политической борьбы боярства за власть, так как на них проще было разжигать и направлять в нужное боя­рам русло политические страсти их представителей из всех сословий конца или улицы.

Той же цели служило и массовое строительство боярами церквей на границах своих гнезд. Выше уже рассказывалось о том, что гнездо боярских усадеб по­томков Варфоломея было окружено церквами, количе­ство которых явно превышало потребности населения самого этого гнезда. На одной из раскопанных усадеб этого комплекса был обнаружен и значительный участок, выделенный для размещения на нем клириков ближайшей к нему церкви. По-видимому, избыточное с точки зрения внутренней потребности церковное строительство было рассчитано на то, что прихожана­ми таких церквей становились и жители соседних тер­риторий, влиять на которых входило в обязанности на­ходившихся на жаловании у бояр клириков. Наблюде­ния над топографией новгородских средневековых церквей обнаруживают ряд подобных комплексов в раз­ных районах. Эти комплексы представляются как бы индикаторами местонахождения боярских гнезд, подоб­ных исследованному на Неревском конце.

Что касается уличных вечевых собраний, то дваж­ды во время раскопок (на Неревском конце и в Люди-ном конце) были обнаружены выгороженные для них участки на перекрестках улиц. В обоих случаях эти участки находились на боярской земле.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Царевна Софья: Трон на времяОдно из самых загадочных преступлений в российской истории »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Две мужские фигуры
Глянь, Висла близко!
Три Анны на Российском престоле - Петровна, Иоанновна, Леопольдовна

Тяжёлый многобашенный танк Т-35, СССР



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне