Опубликовано: Июль 18, 2011

Проблема происхождения Новгорода

С проблемой происхождения Новгорода и его на­звания тесно связана другая, более дискуссионная про­блема, касающаяся роли норманов в истории русской, в частности (и даже в первую очередь) новгородской, государственности.

Возникновение норманской проблемы в русской и скандинавской историографии связано с рассказом нов­городской хроники о призвании в Новгород варяжского князя в 859 г. Существо этого рассказа состоит в сле­дующем. На протяжении какого-то времени («во време­на киевского князя Кия») новгородцы («словене, кри­вичи, чудь и меря», под последней понимают «нереву») владели (каждое племя) своими землями и платили дань варягам. Затем они восстали против варягов, из­гнали их за море, начали сами владеть землями без уплаты варяжской дани и ставить города. Однако эти города стали воевать друг с другом, после чего новго­родцы пригласили варяжского князя Рюрика «княжить и владеть ими», сказав, что земля у них велика и обиль­на, а «наряда» (порядка) в ней нет. Этот рассказ и особенно слова об отсутствии «наряда» вызвали к жиз­ни концепцию об отсутствии на Руси государственно­сти и правопорядка, которые якобы установились толь­ко в результате призвания скандинавского князя.

Легко заметить, что очевидные реалии этой легенды соответствуют той гипотезе, которая была изложена выше. Возникновение городов у словен, кривичей и чуди после изгнания варягов возможно понимать как возникновение тех трех городков, о которых речь шла выше. Военные столкновения между городами («встал город на город», говоря словами легенды) - та враж­да между ними, которая и в дальнейшем проявлялась в виде постоянных междукончанских столкновений. Призвание Рюрика в Новгород представляется в этой связи действительно новгородской акцией, исходящей от уже существующей конфедерации племени Северо-Запада, переживающей трудный кризис. Иными слова­ми, к моменту призвания варяжского князя конфедера­ция уже существует и, следовательно, располагает об­щим центром - кремлем («Новым городом»).

Такое предположение может быть проверено архео­логическим путем. Кремли (цитадели, замки) в сред­невековых городах создаются всегда для защиты в пер­вую очередь центральной власти города и государства. Поэтому немаловажно выяснить, служил ли новгород­ский кремль резиденцией князя в ранний период его существования, был ли он создан властью Рюрика или существовал до него как средоточие иных форм госу­дарственности.

Традиционный ответ на этот вопрос обычно извле­кался из наблюдений над топографией новгородского кремля, который в позднейшее время делился на две половины, различающиеся по своему административно­му характеру. Северная половина кремля именуется владычной (т. е. епископской), южная - княжеской. Предполагалось, что это деление имеет глубочайшие корни, восходя к начальной поре новгородской истории.

Археологические исследования кремля были прове­дены в последние три десятилетия в связи с его рестав­рацией. В ходе этих работ, однако, было установлено, что вся южная (княжеская) половина цитадели возник­ла лишь в 1116 г., когда кремль был расширен при­мерно вдвое. В предшествующую эпоху здесь находи­лись окраинные районы Людина конца с сложившейся системой уличной планировки: прибрежные^ части его улиц были отсечены новой крепостной стеной. Но даже оказавшись внутри цитадели, эти части улиц сохраня­ли вплоть до конца XV в. свое административное под­чинение тем районам города, от которых они физически были отторгнуты. Наименование этой части кремля княжеской возникло не ранее конца XV в., когда с при­соединением Новгорода к Москве здесь была размеше­на московская княжеская администрация.

Что касается северной половины кремля, то древ­нейшая цитадель не была адекватна и ей. Древнейший кремль соответствует северо-западному сектору сущест­вующей крепости, целиком занятому постройками епи­скопского двора и городским Софийским собором, у стен которого располагалась вечевая площадь. Един­ственная улица, пересекавшая первоначальную цита­дель, уже в ранних письменных свидетельствах носит наименование Пискуплей (от «бискуп» - епископ).

Место княжеской резиденции в Новгороде хорошо известно. Двор князя находился на Торговой стороне, у берега Волхова, на участке, носившем название Яро-славова дворища, названного так после сооружения здесь деревянного дворца Ярославом Владимировичем в конце X или в начале XI в. Этот участок находился в любом случае вне системы фортификаций Славен-ского конца, и создание княжеской резиденции потре­бовало здесь сооружения мощной дубовой оборонитель­ной стены, частично раскрытой раскопками 1948 г. За­городная резиденция князей - Городище, в 2 км от Новгорода - возникает на рубеже XI-XII вв., в эпо-. ху обострившейся в Новгороде антикняжеской борьбы.

Таким образом, появление в Новгороде призванного волей конфедерации князя не повлекло его внедрения в городскую цитатель, занятую иными общественными институтами. Князь оказался как бы экстерриториален относительно кремля, став во главе некой параллельной системы государственной власти, обладавшей, надо по­лагать, не всеми присущими ей функциями. Сам факт призвания князя трактуется в Новгороде в дальнейшем как одна из главных конституционных основ города, а именно «вольности в князях»: призвание и изгнание князя и в XII, и в XIII в. считаются непреложной пре­рогативой веча, со ссылкой на исконность такого по­рядка.

Средоточием каких же общественных сил может быть признан первоначальный кремль? Как уже сказа­но, в нем находилась вечевая площадь. Именно в крем­ле вече собиралось в дальнейшем по таким важным поводам, как утверждение на престоле приглашенных князей, выборы епископов и т. п. До установления вто­рой вечевой площади на Ярославовом дворище в XII в. (что имело и символический характер торжества побе­дившей боярской власти над князем) такая площадь в кремле была единственной. Кроме того, в конце X в. в кремле сооружается дубовый 13-верхий Софийский собор, главная церковь Новгорода. Хорошо известно, что первые христианские храмы на Руси ставились на месте языческих капищ, освящая и очищая тем самым места отправления «ногайского» культа. Здесь же раз­мещена резиденция епископа, сменившего представите­лей предшествующего языческого культа - жрецов. Имеются определенные основания полагать, что перво­начальный кремль в Новгороде был создан для защиты именно жречества и вечевых органов власти, т. е. имел назначение межплеменного центра, что, естественно, до­полняется и функцией убежища для населения жилых поселков в минуту военной опасности.

Понимая таким образом раннюю расстановку поли­тических сил Новгорода в момент призвания сканди­навского князя, мы обнаружим, что вся дальнейшая история города, вплоть до знаменитого антикняжеского восстания 1136 г., является историей борьбы двух форм государственности - традиционной вечевой, сло­жившейся на основе древних родо-племенных институ­тов, и привнесенной княжеской. Эта борьба ведет к по­степенному перераспределению юрисдикции, уточнению функций вечевой и княжеской власти.

Важнейший этап этой борьбы - время Ярослава Мудрого, который в результате поддержки, оказанной ему новгородцами, утвердился на киевском престоле. Поддержка не была бескорыстной, поскольку она была компенсирована вынужденным предоставлением новго­родскому боярству «Ярославлих грамот», под которыми понимается Краткая правда, - законодательный ко­декс, предоставляющий боярству право неподсудности князю. Это право реализуется в конце XI в. созданием важнейшего республиканского органа - боярского по­садничества, а в дальнейшем - изъятием из-под юрис­дикции князя и податного населения Новгорода, подчи­ненного республиканскому тысяцкому.

Вече, посадник, тысяцкий - элементы противостоящей князю государственной структуры - не возникают и не могут возникнуть из недр княжеской администра­ции. Они генетически восходят к институтам родоплеменного периода. Тем самым древняя, докняжеская го­сударственность продемонстрировала свою исключи­тельную жизнестойкость, наличие более значительных творческих сил и органическое соответствие структуре новгородского общества.

Роль приглашенного князя в этих условиях оказы­вается ролью третейского судьи, которая по существу и закрепляется за ним в ходе республиканских преоб­разований в Новгороде XII в. В подтверждение этого можно привести одно обстоятельство, которое на пер­вый взгляд способно показаться парадоксальным. Од­ной из важнейших регалий княжеской власти в Новго­роде была свинцовая булла, которую князь в XI - на­чале XII в. привешивал к официальным документам. В ходе восстания 1136 г., когда новгородское боярство окончательно восторжествовало над князем, можно было бы ожидать, что роль его сведется до минимума. Размышляя о функциях князя после 1136 г., исследова­тели предполагали, что он сохранен в Новгороде как символ военного и политического союза с наиболее сильными русскими княжествами или же как профес­сиональный глава новгородского войска. Последнее предположение не основательно, поскольку в Новгород довольно часто приглашались князья-младенцы, не спо­собные даже сесть на коня. Между тем к настоящему времени в Новгороде найдено много сотен свинцовых печатей, некогда скреплявших официальные акты. Их хронологический анализ показал, что именно начиная с 1136 г. наблюдается небывалый расцвет княжеской буллы. От периода 1136 г. - начала XIII в., напри­мер, сохранилось около 800 печатей новгородских кня­зей, тогда как предшествующая пора представлена тремя-четырьмя десятками этих предметов. Договоры с князьями XIII в. свидетельствуют, что печатями скреплялись документы поземельных отношений и иные судебные документы, причем, будучи первым в суде и получая пошлину за печать, князь не имел права окончательного решения без санкции посадника. Мы видим, что восстание 1136 г. в виде главной функции закрепило за князем его судебную деятельность, ради которой он некогда и был впервые приглашен.



Раздел: Путешествие в древность


От: Noskov,  2739 просмотров






- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Муравьёв-Вешатель: Патриот, да не тотКровавое воскресенье, что и как это было? »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Композиция
Турецкая сцена. Курильщица
Геоксюрская группа поселений - девять геоксюров

Наружная дверь с одной узкой и одной широкой створками



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне