Опубликовано: Июль 18, 2011

ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА

В изучении средневековых древностей Руси Новго­род занимает особое место. Археологические раскопки начались в нем в 1932 году, продолжаются полвека и, но самым осторожным прогнозам, продлятся лет 100 200. По масштабу работ Новгородская экспедиция не имеет равных себе в Советском Союзе. И этот устой­чивый интерес исследователей нуждается в разъяс­нении.

Разумеется, Новгород привлекает к себе археологов своей исторической значительностью. В нем возникли особые формы политического устройства, республикан­ские по своей сущности. Этот город был на протяжении многих веков крупнейшим торговым центром Европы, осуществляя связи с городами Скандинавии и Герма­нии, с районами причерноморского юга и с мусульман­скими центрами Востока. Он не подвергался монголь­скому нашествию, и, следовательно, многие процессы его развития не были деформированы военным разру­шением, обратившим в пепелища крупнейшие города Руси.

Однако имеется еще одно специфическое отличие Новгорода, бесценное в глазах археолога. В этом го­роде, как нигде в другом месте, хорошо сохраняются предметы, изготовленные из органических материа­лов, - деревянные, костяные, кожаные, а также ткани, зерно. Что касается металлических предметов, то в культурном слое Новгорода они покрываются тонким слоем коррозии, предохраняющим их от дальнейшего разрушения. Причиной такой особенности является по­вышенная влажность культурного слоя. Новгород воз­ник некогда на глинистой почве, не впитывающей влагу осадков и талых вод. Не имея вертикального стока, влага до предела насыщает культурный слой и сочится по нему в Волхов, препятствуя проникновению в почву воздуха. При таких обстоятельствах не возникает усло­вий для развития микроорганизмов и, следовательно, нет процесса гниения. Это значит, что все предметы, попавшие в древности в землю, сохраняются в почве практически без изменения их формы. Главным поде­лочным материалом на Руси па протяжении всего сред­невековья было дерево. Из него строили дома и улич­ные мостовые, бытовую утварь и детские игрушки, ко­лыбели и транспортные средства, музыкальные инстру­менты и механизмы. Даже писали на древесной ко­ре, что впервые было установлено именно в Нов­городе.

Поскольку в большинстве других городов предметы, сделанные из органических материалов, не сохранились, ассортимент находимых в них древних предметов слу­чаен, и музейные экспозиции таких городов не способны адекватно передать картину древней жизни. В резуль­тате хорошей сохранности предметов в культурном слое Новгорода археология смогла представить средневеко­вого горожанина в окружении всего, что было создано его руками.

Великолепная сохранность дерева оказывается по­лезной и для хронологического анализа древностей. Коль скоро в земле остаются неразрушенные нижние ярусы бревенчатых домов и плахи уличных мостовых, отличающиеся особой массивностью (для их изготовле­ния использовались бревна 40-60-, а порой и 100-лет­них сосен), эти остатки, будучи подвергнуты дендро-хронологическому анализу, получают даты их рубки с точностью до одного года. Любой дом, мостовая да­тируются с максимальной точностью, а заключенные между любыми двумя строительными ярусами горизон­тальные прослойки культурного слоя оказываются да­тированными с точностью до 10-20 лет. Подобная точ­ность еще два десятилетия назад казалась недостижи­мой в археологии. В Новгороде она стала нормой благодаря все той же повышенной влажности слоя.

Деревянные (сосновые) мостовые появились в Нов­городе еще в первой половине X в. Они обладали гро­мадным запасом прочности. Даже сегодня расчищенные археологами уличные мостовые города XIII или XIV в. выдерживают нагрузку грузовой автомашины. Однако после постройки мостовой не прекращалось образова­ние по ее сторонам культурного слоя, который, спустя 10-20 лет, не позволял поддерживать мостовую в чи­стоте. Тогда жители города вынуждены были поднимать ее уровень, сооружая на еще прочном настиле новый ярус. На отдельных участках города раскопками вскры­то до 28-30 сменяющих друг друга настилов, обра­зующих как бы единую конструкцию, нижние ярусы которой относятся к X, а верхние к XV в. Следова­тельно, всю толщу культурного слоя возможно расчле­нить на эти десятки уровней, каждый из которых идеально датирован. В совокупности такая конструк­ция и является основой дендрохронологической шкалы, успешно заменив отсутствующие на Руси породы дол­говечных деревьев, подобных американской секвойе или дугласовой сосне.

Однако прекрасная сохранность органических вещей в Новгороде составляет только половину достоинств этого археологического источника. Хотя особенности почвы и способны сохранить весь набор древностей, они не могут воспрепятствовать вторжению в нес строите­лей последующих эпох. Например, культурный слой Москвы по своим объективным характеристикам бли­зок новгородскому. Тем не менее многие участки ее при всей их исторической значительности не могут удовлетворить археолога. На древнейших улицах горо­да, как и в Новгороде, из века в век сменяли друг друга небольшие деревянные дома, остатки которых до поры до времени сохранялись в культурном слое. Но в XVI-XVIII вв. на их месте появились каменные строения, потребовавшие рытья глубоких фундаментов, уничтоживших ранние комплексы. В XIX и особенно в XX столетии на смену им пришли многоэтажные до­ма, несущие конструкции которых опустились до уров­ня материковых пород, перемолов все то, что уцелело от хозяйственной деятельности XVI-XVII вв.

Новгороду повезло и в этом отношении. На протя­жении многих столетий, когда в городе преобладало деревянное строительство, фундаментов не копали. На против, влажность почвы требовала поверхностных под­кладок под нижние ярусы домов. По той же причине жители города избегали рыть погреба и хозяйственные ямы. Каменное строительство в заметных масштабах началось там только во второй половине XVIII в. и велось по утвержденному Екатериной II генеральному плану, который в основу градостроительных решений положил принцип регулярности: на смену стихийно сло­жившейся структуре городского плана пришли прямо­угольная и радиальная сетки улиц, и новые городские магистрали прошли, как правило, по дворам древних комплексов, а наиболее важные для археологов ком­плексы древних жилых строений оказались внутри со­временных кварталов, оставшись непотревоженными. Исторически образовавшиеся прослойки культурного слоя и сегодня сохраняются в их стратиграфической чистоте, что максимально облегчает и их датировку, и их исследование. Все эти особенности превратили Новгород в эталонный источник истории русской сред­невековой жизни.

Существует еще одно обстоятельство, связанное со свойствами новгородской почвы. В ней идеально сохра­няются берестяные грамоты - новый вид письменного источника, открытый впервые в 1951 г. За тридцать лет, прошедших с момента обнаружения первой такой грамоты, в ходе раскопок их обнаружено уже 612. По­скольку большинство этих документов оказалось в зем­ле там, где жили их адресаты, возникла постоянно повторяющаяся возможность определять принадлеж­ность исследуемых усадеб конкретным лицам. Среди них большинство воскрешено для нас самими, обнару­женными теперь берестяными текстами, но есть немало и таких, кто и прежде был известен но сообщениям древних хроник и свидетельствам актов. Благодаря этому возник прочный мост между миром традиционно безмолвных археологических источников и миром крас­норечивых письменных документов. Если раньше архео­логия тяготела к генерализации выводов, имея дело с массовыми предметами и их статистической обработ­кой, а история испытывала склонность к персонифика­ции процессов, следя за деятельностью конкретных лиц, то теперь оба направления органично слились. Совре­менная археология Новгорода персонифицирует свои комплексы, переставшие быть безмолвными, и обра­щается к изучению того круга проблем, который тра­диционно считался безраздельной собственностью исто­риков, далеких от археологии. О некоторых из таких проблем пойдет речь в дальнейшем рассказе.



Раздел: Путешествие в древность



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Как Русь стала УкраинойНесбывшиеся надежды (Император Пётр I и цесаревич Алексей) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Мазин, поэт.
Девочка на софе (Марьяска)
Боевые слоны

Самоходные гигантские немецкий мортиры Второй мировой войны



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне