Опубликовано: Июль 18, 2011

Древний Смоленск - ключ-город

Ныне Смоленск не входит в число самых именитых русских городов, список которых возглавляет Москва, и вряд ли кто следом за ней назовет Смоленск. Но в древности его называли сразу же за Киевом и Новго­родом - крупнейшими тогда городами Руси. История Смоленска полна драматических событий. Занимаемое им положение - ключевое и в древности, и в средние века, и теперь. Много раз он жертвовал собой ради спасения Москвы и России, и их судьба в значительной мере решалась у ворот Смоленска. Его называли Клю­чом государства Московского, а его крепость - Оже­рельем государства Российского. Она и ныне прекрасна, хотя время и враги нанесли ей тяжелые раны.

Смоленск был велик и славен еще тогда, когда о Москве и не слышали. Наш рассказ и начинается с той эпохи.

Автор летописи «Повесть временных лет» в ее ввод­ной части, еще не помеченной датами, как дальнейшие записи, пишет о трех братьях - Кие, Щеке и Хорнве, которые будто бы построили город и назвали его име­нем старшего из братьев - Киевом. Был тогда кругом «лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены». И продолжает: «И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян свое, а другое на Полоте, где по-лочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск. Именно там сидят кривичи».

Так впервые в летописи упомянут Смоленск-город, стоящий в земле на верховьях трех великих рек.

При чтении этого летописного отрывка возникает много вонросов, в том числе кто такие поляне, древляне, полочане, кривичи? В ответах выявились разногласия между историками. То, что поляне, древляне, равно как и многие другие, упомянутые в иных местах летописи,- древние названия союзов славянских племен, сейчас споров не вызывает. Но в ответе на вопрос, кто такие кривичи, исследователи не единодушны. Поскольку ле­тописец назвал Смоленск городом кривичей, попробуем разобраться в этой проблеме.


Смоленск и кривичи

По мнению ряда историков, разделение восточных славян на племена произошло в ходе их расселения. Первоначальными восточными славянами были корчак-скифы, как мы их теперь называем, племена, появившие­ся в VI в. в междуречье Западного Буга и Днепра. От­сюда они начали движение вверх по Днепру. Это про­изошло не ранее IX в. Летописцу, жившему в XII в., а через него и всем русским историкам основная тер­ритория кривичей, казалось, была хорошо известна. Долгое время никто не сомневался и в том, что кривичи такое же славянское племя (вернее, союз племен), как и другие русские племена, о которых летописец сообщал, что они говорят по-славянски. Но с развитием архео­логии встал вопрос об археологических памятниках кривичей. И тут-то возникло множество вопросов, на которые даются взаимоисключающие ответы.

Археологическими памятниками кривичей единодуш­но считают так называемые длинные курганы, извест­ные в науке уже 150 лет. Свое название они получили по форме насыпи, длина которой в два раза, а иногда и более, превышает ее ширину. Их вытянутая форма объясняется тем, что к кургану, в котором захоронены остатки одного трупосожжения, причем произведенного не на месте возведения насыпи, а где-то рядом (как го­ворят археологи, на стороне), присыпали другую насыпь над урной, содержащей останки другого покойника, по­том третьего, иногда даже четвертого, пятого и очень редко шестого.  Поэтому-то  курган  терял округлость, вытягивался. Курганы, содержащие 3-4 погребения, имеют длину до 30 м при высоте насыпи до 1,5-2 м.

Считают, что такой обряд погребения обусловлен еще крепким родовым строем, при котором члены родо­вого коллектива тесно связаны родственными и хозяй­ственными узами не только при жизни, но и, по тогдаш­ним представлениям, в загробном мире. Сплоченность рода отражалась в погребении его членов под одной насыпью. С разложением родового строя исчезают и коллективные могилы, одной из разновидностей которых были длинные курганы. Аналогичны им, по своей сути, огромные насыпи Поволховья, называемые сопками, но росли они не в длину, а в высоту.

Специфичны и те немногочисленные вещи, которые находят в длинных курганах. Чаще всего это железные ножи, шилья да веретенные грузики - пряслица. Иногда встречаются железные пряжки и бляшки - крепления или украшения сбруи, пояса, женские головные укра­шения и их отдельные элементы: обломки височных колец и гривен, бронзовые пронизки, трубочки и бляш­ки. Более или менее часто находят глиняные горшки и их черепки.

Наиболее древние длинные курганы появились в VI в. у Чудского озера и по р. Великой. Именно в Псков­ской земле они раскапывались впервые. Людей, погре­бенных в таких курганах, первые исследователи счита­ли славянами. Позднее выяснилось, что длинные курга­ны имеются также в верховьях Двины и Днепра. На основании находок вещей, украшенных специфической эмалью, В. И. Сизов, один из крупнейших археологов конца прошлого века, также считал их славянскими памятниками и датировал VII-VIII вв. Но младший его современник, известный исследователь русских древ­ностей А. А. Спицын, свою статью об этих древностях назвал «Предполагаемые литовские курганы VIII- IX вв.». Его вывод о племенной принадлежности погре­бенных опирался на анализ найденных вещей. Однако, как видно из заглавия работы, ученый не был уверен в своем суждении и впоследствии неоднократно возвра­щался к вопросу об этносе погребенных в длинных кур­ганах (последовательно относя их к славянам, затем финнам, кривичам и. наконец, внозь возвращаясь к своей первоначальной гипотезе об их литовской при­надлежности).

В наши дни в этом вопросе по-прежнему нет един­ства, хотя гипотеза о том, что в длинных курганах буд­то бы погребены славяне, видоизменилась и получила теоретический базис. Дело в том, что многие вещи, на­ходимые в длинных курганах, несомненно, принадлежа­ли восточнобалтийским племенам, родственным (но не идентичным!) современным латышам и литовцам. Та­ковы, например, головные венчики, шейные гривны, ви­сочные кольца (женские украшения, как уже давно установили археологи, - великолепный указатель этни­ческой принадлежности погребенного). Керамика в этих погребениях несколько похожа на славянскую. По мне­нию некоторых исследователей, ряд особенностей по­гребального ритуала роднит длинные курганы с более поздними славянскими. Указывают также, что длинные курганы чаще всего встречаются в одних и тех же груп­пах с круглыми, что якобы говорит о преемственности и непрерывности развития от длинных насыпей к круг­лым.

Эта двойственность длинных курганов и породила различные современные их толкования. Одни исследова­тели считают, что это памятники племен, в основе своей славянских, которые передвинулись с земель западных славян через территорию прибалтийско-финских племен в современные Псковскую, Полоцкую и Смоленскую зем­ли, в те времена занятые, несомненно, балтским или отчасти финским населением. По мнению этой группы исследователей, длинные курганы являются славянски­ми памятниками, хотя и имеют несомненный балтский элемент, иной раз довольно значительный.

Сторонники второй гипотезы считают, что длинные курганы оставлены не славянами, а восточными балтами, которые в последней фазе развития испытали силь­нейшее влияние славян и были ими ассимилированы.

Эту проблему нельзя считать решенной до конца, но аргументация сторонников балтекой принадлежности погребенных в длинных курганах выглядит более силь­ной и стройной. Если же принять гипотезу о славян­ском происхождении племен, оставивших длинные кур­ганы, то из нее следует, что славяне в Верхнее Подне-провье пришли с севера - путь, ничем не подтверж­дающийся.

Область распространения длинных курганов в основ­ном совпадает  с обрисованным  летописцем   ареалом кривичей. Поскольку других совпадений нет, исследова­тели заключили, что в длинных курганах погребены предки кривичей, тех самых, которых летописец назвал «сидящими на верх Днепра, верх Волги и чей град был Смоленск».

Так что же, Смоленск - балтекий город? Ведь из сказанного следует, что кривичи имели балтекое про­исхождение. Добавим, что некоторые историки считают само название «кривичи» происходящим от имени ле­гендарного родоначальника или даже балтекого бога Креве.

Часто отмечают отсутствие кривичей в летописном списке славянских племен, якобы пришедших с Дуная. Нет их и в перечне племен, чей язык «словенеск есть». Правда, в этот последний перечень не попали и некото­рые другие славянские племена, а кривичей нет и в списке племен, говорящих «на своих языках». Наконец, замечание летописца, что кривичи живут «именно здесь», т. е. в верховье трех рек, может быть истолковано как свидетельство каких-то сомнений у летописца или в его окружении о происхождении и размещении этого пле­мени.

Вспомним, что в IX в. со Среднего Днепра на север хлынула мощная волна славянских племен, приведшая к быстрому ославяниванию местного населения, и в пер­вую очередь балтов. Родовой строй славян был уже на исходе своего существования. Продвижение их на Верх­ний Днепр способствовало разложению родового строя и ускорению процесса классообразования у местных племен, слившихся со временем со славянами. Уже на грани X и XI вв. в верховьях Днепра мы застаем одно­образное население, оставившее круглые могильные кур­ганы, раскопки которых выявили славянский обряд за­хоронения, здесь были обнаружены браслетообразные височные кольца, славянские сосуды. В этих насыпях погребены, безусловно, славяне, на которых перешло местное название - «кривичи». Эти кривичи последний раз упомянуты в летописи под 1127 годом. Тогда, в XII В., летописец еще кое-что знал о них, но уже пло­хо представлял себе их историю.

Мы думаем, что Смоленск был основан славянами в ходе их продвижения на север, а кривичским городом называет его летописец, живший много лет позже его возникновения и не имевший надежных источников для

изучения сложных этнических процессов, происходив­ших к тому же на удаленной от него земле. В его время кривичи уже были славянами, и он не решился даже написать, как это сделал для некоторых других горо­дов, кто были первые «насельники» Смоленска (сравни­те: «Первые насельники в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Бслоозере весь, в Муроме мурома» и т. д.).

Смоленская земля для летописца долго оставалась «темным» местом, он неясно представлял себе даже современные ему события на Верхнем Днепре. И тому были причины, о которых скажем ниже. Тем не менее каждое слозо летописи о Смоленске для нас драгоцен­но: ведь других источников у нас почти нет.

Смоленск и его укрепления
Первые сведения о Смоленске
Древний Смоленск

 


Раздел: Путешествие в древность


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Исторические курьёзы артиллерииПистолет вершивший историю »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
картина Крестьянская семья :: Павел Филонов
Сен-Жанн
Женщины под властью Марса в Скорпионе

Казнь Робеспьера: Обезглавленная революция



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне