Опубликовано: Май 4, 2011

По заказу потребителя

   В основе хозяйства алтынцев лежали поливное зем­леделие и отгонное степное скотоводство. Для обработ­ки полей применялись, вероятно, деревянные мотыги и палки-копалки с каменными утяжелителями. Тягловая сила быков и верблюдов использовалась, возможно, для пахоты примитивной деревянной сохой. Зерно хранилось в ямах, а также в больших глиняных сосудах - хумах. Археолог В. А. Завьялов в одном из хозяйственных помещений, раскопанных в квартале состоятельных горожан, обнаружил несколько хумов, углубленных под пол - одни на четверть, другие на половину, а треть даже полностью.

Среди домашних животных преобладал мелкий рогатый скот; держали алтынцы и крупный рогатый скот, а также свиней, верблюдов, собак. Определенное значение продолжала сохранять охота; в добыче преобладал куланы, джейраны и безоаровые козлы, если только куланы не были в то время полу домашними животными

В течение нескольких лет группа специалистов по руководством Г. Ф. Коробковой проводила на Алтыне эксперименты по моделированию различных хозяйственных процессов. Это дало возможность получить представление о том, как работали алтынцы, какими был производительность их инструментов и общий уровень производства.

Расчеты Г. Ф. Коробковой, основанные на трасологических экспериментах и моделировании производственных процессов, показали, что одна алтынская семья, состоявшая из пяти человек, могли вскопать, в среднем за день, около 2000 кв. м площади, для чего необходимо было трудиться десять-двенадцать часов. «И так изо дня в день,- пишет Г. Ф. Коробкова, - пока не кончится посевная страда и не будут засеяны обработанные поля. Потом нужно следить за поливом и бороньбой, требующей также и времени и сил. А когда созреет зерно, наступает не менее тяжкий процесс - жатва. И если учитывать, что в те далекие времена не было еще совершенных уборочных машин, которые заменяли ручные бронзовые и вкладышевые каменные серпы, невольно посочувствуешь алтыновскому земледельцу».

Та же условная семья из пяти человек, применяя со ставные кремневые и бронзовые серпы, могла за день убрать урожай с 1600-2000 кв. м площади. Мы уже говорили, что медных серпов обнаружить пока не уда­лось; бронзовый же серп давно уже был найден на Анау. Наконец, в 1974 г. такой же серп был найден и на Ал­тыне.

К сожалению, мы не имеем данных о том, каких серпов на Алтыне было больше - каменных или бронзовых как во времени менялось количественное соотношение между ними. Между тем знать это было бы очень и очень важно, ибо серпы разных типов довольно сильно отличаются друг от друга по производительности. Как мы уже писали в разделе «Росписи Песседжика», про­изводительность серпа с гладким кремневым лезвием равна 0,5 м2/мин, кремневого с зубчатым лезвием - 0,9-1,1 м2/мин; производительность же бронзового сер­па, как показали опыты Г. Ф. Коробковой, достигает 1,3-1,4 м2/мин (производительность современного сталь­ного серпа -1,7 м2/мин).

Население Алтына в пору его наивысшего расцвета достигало 5 тыс. человек, т. е. 1 -1,25 тыс. семей. Ясно, что в земледельческих работах было занято не все на­селение: уже сама структура Алтына свидетельствует о том, что среди его жителей были и ремесленники, и жре­цы, и знать, на чем мы подробно остановимся в следую­щем разделе. Во всяком случае, полагает Г. Ф. Коробкова, можно считать, что в земледелии было занято 600-800 семей. Значит, все сельскохозяйственное насе­ление Алтына могло убирать в день 100-160 га. Всего же, по ориентировочным подсчетам, поля алтынцев зани­мали 1,5-2 тыс. га.

Как показали эксперименты, масса времени и сил у алтынских женщин уходила на помол зерна на зерно­терках. Оказалось, в частности, что за час работы жен­щина может растереть до 500 г зерна, превратив его в муку хорошего качества (эта цифра подтверждается этнографическими данными). Тщательные исследования показали, что женщины Алтына тратили неимоверные усилия на домашнее хозяйство, расходуя большую часть времени на переработку продуктов земледелия и ското­водства, на приготовление пищи и изготовление одеж­ды.

Но если основой основ алтынского хозяйства было поливное земледелие, дававшее значительный прибавоч­ный продукт, то другой кит, на котором покоилось бла­гополучие позднего Алтына,- ремесленное производство. А в нем главную роль играли изготовление посуды и металлургия.

 Стандартная керамика Алтына. Эпоха бронзы

 Стандартная керамика Алтына. Эпоха бронзы

 Квартал ремесленников не случайно занимал столь большую площадь. Дело в том, что на Алтыне произ­водство посуды достигло громадных размеров. Археолог Э. В. Сайко, исследовавшая керамическое производство на позднем Алтыне, рассчитала, что одна обжигательная печь могла давать в год шестнадцать - двадцать тысяч изделий. Так как печей было явно более пятидесяти, то алтынские ремесленники могли производить за год при­мерно миллион штук посуды - цифра солидная и для нашего времени, а для той эпохи прямо-таки ошелом­ляющая.

Для выделки посуды характерен не только объем, но и поразительная стандартизация изделий. Выпускалась продукция более двадцати пяти различных форм, причем сосуды одного типа практически не отличались друг от друга. В пору Намазга V вся посуда изготавливалась уже на гончарных кругах быстрого вращения и обжига­лась в двухъярусных горнах, в которых достигался ус­тойчивый режим обжига при температуре 1000-1200. Качество алтынской керамики очень высокое.

Э. В. Сайко на основе тщательного изучения алтын­ской керамики пришла к таким выводам: посуда поры Намазга V отличается от изделий предшествующего времени и по форме, и по характеру поверхности; ха­рактер этих отличий свидетельствует, что они были свя­заны со значительными изменениями в технике изготов­ления сосудов; все сосуды вытянуты из одного куска.

«Хорошо читается,- пишет Э. В. Сайко,- движение гли­няной массы под углом и вверх. Для того чтобы глина была приведена в такое движение, необходимое при центрировании и вытягивании стенок сосуда, вращение подставки, на которой находится глина, должно быть довольно быстрым. Здесь мы имеем дело с инструментом формовки, обладающим большой скоростью вращения, достаточной для того, чтобы привести в необходимое движение глиняную массу. Следовательно, одним из наиболее важных показателей (качеств) керамики Алтын-депе являются новые технические принципы изготов­ления - формовки изделий при вращении глиняной мас­сы, что принципиально меняет условия, возможности формовки и обеспечивает новую линию в развитии форм».

Однако длительная равномерность движения, опре­деляющая качество при сложном моделировании глины, еще не была освоена. Поэтому окончательный контур изделий достигался за счет их дополнительной обра­ботки ножом, что, понятно, снижало производительность труда.

Громадный объем производства уже сам по себе сви­детельствует, что перед нами товарное производство, ра­бота на заказ, на потребителя.

Другой важной отраслью хозяйства была металлур­гия, о которой мы уже подробно говорили. Здесь хочет­ся только подчеркнуть, что мастера с Алтына обладали изощренной техникой, профессиональным мастерством, большим вкусом, о чем свидетельствуют и печати из се­ребра и бронзы, и серебряные булавки с навершиями в виде животных, и особенно золотые головки волка и быка.

Обе они полые, литые; детали отработаны пунсоном. Высота головы волка-1,5 см; головы быка - 7,5 см; рога и уши у быка вставные, сделаны из серебряной про­волоки, обернуты золотой фольгой; на лбу и в глазах быка - вставки из бирюзы. Эти вставки, рога и уши удерживались какой-то мастикой, ныне совершенно вы­сохшей.

В больших количествах производили алтынские умельцы и женские украшения, поражающие красотой и филигранностью отделки. Чтобы представить себе объем производства, скажем, бус, достаточно указать, что только в святилище найдены 864 бусины, из которых 9 золо­тых, 101 бусина - лазуритовая и 639 - бирюзовых!

Многочисленные находки моделей глиняных повозок свидетельствуют о важном значении этого вида транс­порта для алтынцев. Повозки были четырехколесными, иногда с высокими бортами, иногда без них, представляя собой нечто вроде платформ. В них запрягались верблю­ды. Это отличительная черта хозяйства алтынцев, ибо, например, в Месопотамии в те времена в качестве транс­портных животных применялись онагры (ослы), а в Ин­дии - быки.

Мы уже говорили о том, что трудиться алтынцам при­ходилось немало, и жизнь их была отнюдь не безоблач­ной. Это подтверждается и изучением многочисленных скелетов, найденных на Алтыне. По расчетам антрополо­га Т. П. Кияткиной, средняя продолжительность жизни алтынцев - всего около 23 лет (женщин - 35 лет, муж­чин- 36 лет). Очень высокой была детская смертность, особенно в возрасте до трех лет. Жители поселения страдали кариесом зубов; часто встречались переломы, главным образом ребер; отмечены и травмы черепа. Сло­вом, о счастливом «золотом веке» не могло быть и речи. Принадлежали жители Алтына к восточно-средиземноморской расе. Это были высокие, узколицые, стройные люди, напоминающие современных туркмен.

Алтынцы и в эпоху бронзы продолжали поклоняться женским божествам, о чем свидетельствуют многочис­ленные находки терракотовых статуэток. Женских ста­туэток на Алтыне все еще больше, чем мужских, но само появление последних и их широкое распространение в поздний период существования поселения - очень важ­ный факт.

Пожалуй, наиболее существенно то, что в культовом комплексе Алтына не найдено ни одной женской ста­туэтки, зато именно там и был обнаружен бык с бирю­зовой луной во лбу. Образ быка типичен для мировоз­зрения многих раннеземледельческих племен. В святили­щах Чатал-Гуюка, например, открыто множество изобра­жений быков. В шумерской мифологии в образе небес­ного быка обычно выступает лунное божество. Видимо, весь культовый комплекс Алтына был посвящен богу Луны. Это выдвижение на авансцену мужских божеств говорит о больших изменениях в религиозных воззрениях древних земледельцев Южного Туркменистана.

Усложняются в позднем Алтыне и погребальные обряды. Археологи обнаружили самые различные захоро­нения: и групповые, и одиночные, и даже такие, при ко­торых людей расчленяли на части! Дети, начиная с шести-семи лет, помешались в коллективные гробницы, мень­шего же возраста погребались отдельно (в ямах или в крупных сосудах). Гончары хоронили своих близких ря­дом с домами, по старинке. В квартале состоятельных горожан В. А. Завьялов раскопал довольно необычное захоронение. Это был скелет мужчины 17-23 лет, не в обычном положении - на боку, в позе спящего, а - в сидячем, приложенным к стене, причем кисти рук были отделены и захоронены в двух соседних помещениях.

На восточной окраине Алтына В. М. Массон раскопал квадратное в плане здание (2,2X2,2 м) - нечто вроде мавзолея, огороженного стеной. В нем найдены останки 38 человек, 34 сосуда и другие изделия, в том числе бронзовая печать, располагавшаяся у пояса одного из погребенных.

В захоронениях ремесленников нет ни украшений, ни терракотовых статуэток - одни глиняные сосуды, да и тех немного. В могилах состоятельных горожан сосудов уже больше, встречаются бусы и печати. В погребениях знати и жрецов инвентарь особенно богат-именно там найдены ценнейшие художественные изделия Алтына.

В различных помещениях культового комплекса про­исходили, видимо, довольно сложные погребальные це­ремонии, в том числе и культовые трапезы. Об этом свидетельствуют кухонные мусорные слоны, найденные на обширном хозяйственном дворе, расположенном между «домом жреца» и погребальным комплексом. Видимо, помещение, которое археологи пометили № 7, было свя­тилищем, а помещение № 9- коллективной усыпальни­цей, где головы наиболее знатных лиц, отделенные от туловищ, размещали в нишах по стенам.

Мы уже писали о том, что вряд ли, алтынцы успели создать письменность. Действительно, документов на Алтыне пока не найдено, но на терракотовых женских статуэтках обнаружено шесть групп повторяющихся зна­ков. Наиболее часто встречающийся знак - «треугольник с ресничками» - мог читаться как имя божественной покровительницы города, священной супруги верховного лунного божества. Так как некоторые знаки напомина­ют раннешумерские и протоэламские, то все это, вместе взятое, дает возможность заключить, полагает В. М. Массон, что на Алтыне шел процесс формирования системы письменности, использующей достижения соседних циви­лизаций, в первую очередь эламской.

Мы видим, что в поздний период существования Алтын-депе в нем появилось многое, что отличает его как от раннего Алтына, так и от других поселений древних земледельцев. В самом деле, Алтын имеет определенную структуру; ремесленники живут отдельно от других групп населения; посуда производится в объеме, намного превышающем потребности алтынцев; различия в пло­щади и качестве «квартир», размещение домов разных типов по территории поселения, погребальный инвентарь свидетельствуют, что налицо достаточно резкие имущест­венные различия; на поселении возводится монументаль­ный культовый комплекс; пантеон божеств пополняется мужскими божествами, в том числе и астральными; на статуэтках встречаются знаки, напоминающие пиктограммы, что говорит о зарождении письменности.

Что же, может быть, мы делаем ошибку, упорно на­зывая поздний Алтын поселением? Может быть, это уже город и перед нами не древнеземледельческая культура, а цивилизация древневосточного типа?



Раздел: История и археология Южной Туркмении



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Царь-пушка: Дробовик для царяЗабытый велодог (револьвер) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Изучение "композиции 2"
Наташа на стуле (портрет Н. П. Кончаловской в детстве)
Тихая смерть (стрелы английских стрелков)

Широкая двухстворчатая дверь, разделенная на четыре части



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне