Опубликовано: Май 4, 2011

По заказу потребителя

   В основе хозяйства алтынцев лежали поливное зем­леделие и отгонное степное скотоводство. Для обработ­ки полей применялись, вероятно, деревянные мотыги и палки-копалки с каменными утяжелителями. Тягловая сила быков и верблюдов использовалась, возможно, для пахоты примитивной деревянной сохой. Зерно хранилось в ямах, а также в больших глиняных сосудах - хумах. Археолог В. А. Завьялов в одном из хозяйственных помещений, раскопанных в квартале состоятельных горожан, обнаружил несколько хумов, углубленных под пол - одни на четверть, другие на половину, а треть даже полностью.

Среди домашних животных преобладал мелкий рогатый скот; держали алтынцы и крупный рогатый скот, а также свиней, верблюдов, собак. Определенное значение продолжала сохранять охота; в добыче преобладал куланы, джейраны и безоаровые козлы, если только куланы не были в то время полу домашними животными

В течение нескольких лет группа специалистов по руководством Г. Ф. Коробковой проводила на Алтыне эксперименты по моделированию различных хозяйственных процессов. Это дало возможность получить представление о том, как работали алтынцы, какими был производительность их инструментов и общий уровень производства.

Расчеты Г. Ф. Коробковой, основанные на трасологических экспериментах и моделировании производственных процессов, показали, что одна алтынская семья, состоявшая из пяти человек, могли вскопать, в среднем за день, около 2000 кв. м площади, для чего необходимо было трудиться десять-двенадцать часов. «И так изо дня в день,- пишет Г. Ф. Коробкова, - пока не кончится посевная страда и не будут засеяны обработанные поля. Потом нужно следить за поливом и бороньбой, требующей также и времени и сил. А когда созреет зерно, наступает не менее тяжкий процесс - жатва. И если учитывать, что в те далекие времена не было еще совершенных уборочных машин, которые заменяли ручные бронзовые и вкладышевые каменные серпы, невольно посочувствуешь алтыновскому земледельцу».

Та же условная семья из пяти человек, применяя со ставные кремневые и бронзовые серпы, могла за день убрать урожай с 1600-2000 кв. м площади. Мы уже говорили, что медных серпов обнаружить пока не уда­лось; бронзовый же серп давно уже был найден на Анау. Наконец, в 1974 г. такой же серп был найден и на Ал­тыне.

К сожалению, мы не имеем данных о том, каких серпов на Алтыне было больше - каменных или бронзовых как во времени менялось количественное соотношение между ними. Между тем знать это было бы очень и очень важно, ибо серпы разных типов довольно сильно отличаются друг от друга по производительности. Как мы уже писали в разделе «Росписи Песседжика», про­изводительность серпа с гладким кремневым лезвием равна 0,5 м2/мин, кремневого с зубчатым лезвием - 0,9-1,1 м2/мин; производительность же бронзового сер­па, как показали опыты Г. Ф. Коробковой, достигает 1,3-1,4 м2/мин (производительность современного сталь­ного серпа -1,7 м2/мин).

Население Алтына в пору его наивысшего расцвета достигало 5 тыс. человек, т. е. 1 -1,25 тыс. семей. Ясно, что в земледельческих работах было занято не все на­селение: уже сама структура Алтына свидетельствует о том, что среди его жителей были и ремесленники, и жре­цы, и знать, на чем мы подробно остановимся в следую­щем разделе. Во всяком случае, полагает Г. Ф. Коробкова, можно считать, что в земледелии было занято 600-800 семей. Значит, все сельскохозяйственное насе­ление Алтына могло убирать в день 100-160 га. Всего же, по ориентировочным подсчетам, поля алтынцев зани­мали 1,5-2 тыс. га.

Как показали эксперименты, масса времени и сил у алтынских женщин уходила на помол зерна на зерно­терках. Оказалось, в частности, что за час работы жен­щина может растереть до 500 г зерна, превратив его в муку хорошего качества (эта цифра подтверждается этнографическими данными). Тщательные исследования показали, что женщины Алтына тратили неимоверные усилия на домашнее хозяйство, расходуя большую часть времени на переработку продуктов земледелия и ското­водства, на приготовление пищи и изготовление одеж­ды.

Но если основой основ алтынского хозяйства было поливное земледелие, дававшее значительный прибавоч­ный продукт, то другой кит, на котором покоилось бла­гополучие позднего Алтына,- ремесленное производство. А в нем главную роль играли изготовление посуды и металлургия.

 Стандартная керамика Алтына. Эпоха бронзы

 Стандартная керамика Алтына. Эпоха бронзы

 Квартал ремесленников не случайно занимал столь большую площадь. Дело в том, что на Алтыне произ­водство посуды достигло громадных размеров. Археолог Э. В. Сайко, исследовавшая керамическое производство на позднем Алтыне, рассчитала, что одна обжигательная печь могла давать в год шестнадцать - двадцать тысяч изделий. Так как печей было явно более пятидесяти, то алтынские ремесленники могли производить за год при­мерно миллион штук посуды - цифра солидная и для нашего времени, а для той эпохи прямо-таки ошелом­ляющая.

Для выделки посуды характерен не только объем, но и поразительная стандартизация изделий. Выпускалась продукция более двадцати пяти различных форм, причем сосуды одного типа практически не отличались друг от друга. В пору Намазга V вся посуда изготавливалась уже на гончарных кругах быстрого вращения и обжига­лась в двухъярусных горнах, в которых достигался ус­тойчивый режим обжига при температуре 1000-1200. Качество алтынской керамики очень высокое.

Э. В. Сайко на основе тщательного изучения алтын­ской керамики пришла к таким выводам: посуда поры Намазга V отличается от изделий предшествующего времени и по форме, и по характеру поверхности; ха­рактер этих отличий свидетельствует, что они были свя­заны со значительными изменениями в технике изготов­ления сосудов; все сосуды вытянуты из одного куска.

«Хорошо читается,- пишет Э. В. Сайко,- движение гли­няной массы под углом и вверх. Для того чтобы глина была приведена в такое движение, необходимое при центрировании и вытягивании стенок сосуда, вращение подставки, на которой находится глина, должно быть довольно быстрым. Здесь мы имеем дело с инструментом формовки, обладающим большой скоростью вращения, достаточной для того, чтобы привести в необходимое движение глиняную массу. Следовательно, одним из наиболее важных показателей (качеств) керамики Алтын-депе являются новые технические принципы изготов­ления - формовки изделий при вращении глиняной мас­сы, что принципиально меняет условия, возможности формовки и обеспечивает новую линию в развитии форм».

Однако длительная равномерность движения, опре­деляющая качество при сложном моделировании глины, еще не была освоена. Поэтому окончательный контур изделий достигался за счет их дополнительной обра­ботки ножом, что, понятно, снижало производительность труда.

Громадный объем производства уже сам по себе сви­детельствует, что перед нами товарное производство, ра­бота на заказ, на потребителя.

Другой важной отраслью хозяйства была металлур­гия, о которой мы уже подробно говорили. Здесь хочет­ся только подчеркнуть, что мастера с Алтына обладали изощренной техникой, профессиональным мастерством, большим вкусом, о чем свидетельствуют и печати из се­ребра и бронзы, и серебряные булавки с навершиями в виде животных, и особенно золотые головки волка и быка.

Обе они полые, литые; детали отработаны пунсоном. Высота головы волка-1,5 см; головы быка - 7,5 см; рога и уши у быка вставные, сделаны из серебряной про­волоки, обернуты золотой фольгой; на лбу и в глазах быка - вставки из бирюзы. Эти вставки, рога и уши удерживались какой-то мастикой, ныне совершенно вы­сохшей.

В больших количествах производили алтынские умельцы и женские украшения, поражающие красотой и филигранностью отделки. Чтобы представить себе объем производства, скажем, бус, достаточно указать, что только в святилище найдены 864 бусины, из которых 9 золо­тых, 101 бусина - лазуритовая и 639 - бирюзовых!

Многочисленные находки моделей глиняных повозок свидетельствуют о важном значении этого вида транс­порта для алтынцев. Повозки были четырехколесными, иногда с высокими бортами, иногда без них, представляя собой нечто вроде платформ. В них запрягались верблю­ды. Это отличительная черта хозяйства алтынцев, ибо, например, в Месопотамии в те времена в качестве транс­портных животных применялись онагры (ослы), а в Ин­дии - быки.

Мы уже говорили о том, что трудиться алтынцам при­ходилось немало, и жизнь их была отнюдь не безоблач­ной. Это подтверждается и изучением многочисленных скелетов, найденных на Алтыне. По расчетам антрополо­га Т. П. Кияткиной, средняя продолжительность жизни алтынцев - всего около 23 лет (женщин - 35 лет, муж­чин- 36 лет). Очень высокой была детская смертность, особенно в возрасте до трех лет. Жители поселения страдали кариесом зубов; часто встречались переломы, главным образом ребер; отмечены и травмы черепа. Сло­вом, о счастливом «золотом веке» не могло быть и речи. Принадлежали жители Алтына к восточно-средиземноморской расе. Это были высокие, узколицые, стройные люди, напоминающие современных туркмен.

Алтынцы и в эпоху бронзы продолжали поклоняться женским божествам, о чем свидетельствуют многочис­ленные находки терракотовых статуэток. Женских ста­туэток на Алтыне все еще больше, чем мужских, но само появление последних и их широкое распространение в поздний период существования поселения - очень важ­ный факт.

Пожалуй, наиболее существенно то, что в культовом комплексе Алтына не найдено ни одной женской ста­туэтки, зато именно там и был обнаружен бык с бирю­зовой луной во лбу. Образ быка типичен для мировоз­зрения многих раннеземледельческих племен. В святили­щах Чатал-Гуюка, например, открыто множество изобра­жений быков. В шумерской мифологии в образе небес­ного быка обычно выступает лунное божество. Видимо, весь культовый комплекс Алтына был посвящен богу Луны. Это выдвижение на авансцену мужских божеств говорит о больших изменениях в религиозных воззрениях древних земледельцев Южного Туркменистана.

Усложняются в позднем Алтыне и погребальные обряды. Археологи обнаружили самые различные захоро­нения: и групповые, и одиночные, и даже такие, при ко­торых людей расчленяли на части! Дети, начиная с шести-семи лет, помешались в коллективные гробницы, мень­шего же возраста погребались отдельно (в ямах или в крупных сосудах). Гончары хоронили своих близких ря­дом с домами, по старинке. В квартале состоятельных горожан В. А. Завьялов раскопал довольно необычное захоронение. Это был скелет мужчины 17-23 лет, не в обычном положении - на боку, в позе спящего, а - в сидячем, приложенным к стене, причем кисти рук были отделены и захоронены в двух соседних помещениях.

На восточной окраине Алтына В. М. Массон раскопал квадратное в плане здание (2,2X2,2 м) - нечто вроде мавзолея, огороженного стеной. В нем найдены останки 38 человек, 34 сосуда и другие изделия, в том числе бронзовая печать, располагавшаяся у пояса одного из погребенных.

В захоронениях ремесленников нет ни украшений, ни терракотовых статуэток - одни глиняные сосуды, да и тех немного. В могилах состоятельных горожан сосудов уже больше, встречаются бусы и печати. В погребениях знати и жрецов инвентарь особенно богат-именно там найдены ценнейшие художественные изделия Алтына.

В различных помещениях культового комплекса про­исходили, видимо, довольно сложные погребальные це­ремонии, в том числе и культовые трапезы. Об этом свидетельствуют кухонные мусорные слоны, найденные на обширном хозяйственном дворе, расположенном между «домом жреца» и погребальным комплексом. Видимо, помещение, которое археологи пометили № 7, было свя­тилищем, а помещение № 9- коллективной усыпальни­цей, где головы наиболее знатных лиц, отделенные от туловищ, размещали в нишах по стенам.

Мы уже писали о том, что вряд ли, алтынцы успели создать письменность. Действительно, документов на Алтыне пока не найдено, но на терракотовых женских статуэтках обнаружено шесть групп повторяющихся зна­ков. Наиболее часто встречающийся знак - «треугольник с ресничками» - мог читаться как имя божественной покровительницы города, священной супруги верховного лунного божества. Так как некоторые знаки напомина­ют раннешумерские и протоэламские, то все это, вместе взятое, дает возможность заключить, полагает В. М. Массон, что на Алтыне шел процесс формирования системы письменности, использующей достижения соседних циви­лизаций, в первую очередь эламской.

Мы видим, что в поздний период существования Алтын-депе в нем появилось многое, что отличает его как от раннего Алтына, так и от других поселений древних земледельцев. В самом деле, Алтын имеет определенную структуру; ремесленники живут отдельно от других групп населения; посуда производится в объеме, намного превышающем потребности алтынцев; различия в пло­щади и качестве «квартир», размещение домов разных типов по территории поселения, погребальный инвентарь свидетельствуют, что налицо достаточно резкие имущест­венные различия; на поселении возводится монументаль­ный культовый комплекс; пантеон божеств пополняется мужскими божествами, в том числе и астральными; на статуэтках встречаются знаки, напоминающие пиктограммы, что говорит о зарождении письменности.

Что же, может быть, мы делаем ошибку, упорно на­зывая поздний Алтын поселением? Может быть, это уже город и перед нами не древнеземледельческая культура, а цивилизация древневосточного типа?



Раздел: История и археология Южной Туркмении



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Царь-пушка: Дробовик для царяЗабытый велодог (револьвер) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Лица
Женщина и фламинго. Иллюстрация к арабским сказкам
Картина Пикассо в хранилище музея была незамеченной около 50 лет

Зина Портнова - героиня Великой Отечественной войны



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне