Опубликовано: Апрель 25, 2011

 Фамильные склепы и «мужские дома» Геоксюр-1

Родственников покойника мы упоминали не случай­но: ведь толосы, считает В. И. Сарианиди, были своего рода «фамильными склепами», принадлежавшими боль­шим семьям, члены которых обитали в многокомнатных домах.

Первый толос открыли случайно весной 1957 г. На окраине Геоксюра-1 было решено вырыть небольшой шурф для проверки последовательности смены орнамен­тов на расписных сосудах. «Никто из нас,— вспоминает В. И. Сарианиди,— не ждал ничего особенного от этой ямы. Но неожиданно один из рабочих вызвал нас на консультацию. Оказалось, пошел очень твердый грунт, лопаты с трудом прорезали обломки кирпича-сырца.

Толос. Геоксюр-1. Энеолит

 Толос. Геоксюр-1. Энеолит

Заинтересовавшись, мы приостановили дальнейшее углубление и расширили раскопочную площадку на не­сколько метров в сторону. Сняв верхний слой распав­шихся кирпичей, мы обнаружили какое-то строение не­обычной конструкции. Кирпичи были уложены не в ряд, как обычно, а кругами, по спирали. Опускаясь все ниже по кирпичам, мы добрались, наконец, до основания этого странного сооружения. Перед нами была кругло плановая купольная постройка».

В толосах многое удивляет: и круглая форма (изредка, правда, встречается эллиптическая и прямоугольная), и ложносводчатые перекрытия, и находки в таких погребальных камерах групповых захоронений. Сочетание всех этих особенностей делает толос уникальным со­оружением древнеземледельческой культуры Южного Туркменистана.

Всего на Геоксюре-1 выявлено около четырех толосов, в которых оказалось более двухсот скелетов. Лишь в одной камере лежал один костяк, во всех остальных было от двух до десяти-двенадцати скелетов.

При сооружении толоса строители оставляли в нем небольшой проход, который закладывали кирпичом. Когда кто-либо умирал, родственники вынимали кирпичи, через проход втаскивали труп внутрь и укладывали в центре помещения в позе спящего человека, после чего проход вновь закладывали кирпичами. Чтобы похоро­нить следующего покойника, кирпичи в проходе снова разбирали, предыдущего покойника отодвигали в сто­рону и на его место (в той же позе) укладывали ново­го... И так до тех пор, пока толос не оказывался запол­ненным до предела.

Родственников покойника мы упоминали не случай­но: ведь толосы, считает В. И. Сарианиди, были своего рода «фамильными склепами», принадлежавшими боль­шим семьям, члены которых обитали в многокомнатных домах.

Кроме толосов геоксюрцы хоронили умерших и в обычных могильных ямах. В. И. Сарианиди предпола­гает, что захоронения в могильных ямах - местная тра­диция, а обычай коллективных захоронений в специаль­ных погребальных камерах, скорее всего, принесен вы­ходцами из Ирана.

Открытие толосов — выдающееся достижение нашей археологии. Эти сооружения интересны и для истории архитектуры, и для понимания мировоззрения, обычаев, семейных отношений геоксюрцев.

Эти погребальные камеры образуют хорошо выра­женные группы, в одном случае — из четырех толосов, в другом — из семи. Видимо, каждая большая семья имела свой погребальный склеп, а община, состоявшая из нескольких таких семей, имела некрополь из несколь­ких толосов.

В отличие от обычных жилых домов общественные здания находятся, как правило, в середине поселения; они несколько крупнее жилых домов и имеют стены двойной толщины, покрытые изнутри толстым слоем ко­ричневой или зеленоватой штукатурки; пол представля­ет собой многослойную глиняную промазку. В течение Длительного времени общественные здания существуют на одном и том же месте (по крайней мере, в течение трех-четырех строительных периодов); углы зданий до­вольно строго ориентированы по странам света; внутри нет бытовых очагов, зато имеются сооружения тина ал­таря или жертвенника.

 

Захоронение на Чонг-депе. Энеолит

 Захоронение на Чонг-депе. Энеолит

Все это, считает И. Н. Хлопин, свидетельствует о том, что перед нами сооружения явно общинного харак­тера: может быть, это родовые святилища, где соверша­лись какие-то жертвоприношения, или известные из эт­нографии «мужские дома» — своеобразные клубы того времени. «Однако не исключена возможность, что в данном случае мы имеем дело с сооружением, которое совмещало в себе обе названные функции».


Общественные здания известны и в последний, геоксюрский период существования оазиса. Они вскрыты и на Геоксюре-1, и на Чонг-депе. Непременный их атри­бут — круглый очаг-диск в центре помещения. Такие свя­тилища существовали при каждом многокомнатном доме-масенве, т. е. являлись святилищами большой семьи.

Но на Геоксюре-1 в слоях геоксюрского периода кро­ме семейных святилищ обнаружено здание, резко отли­чающееся от всех остальных. Пол в нем плавно понижается к центру помещения, где находится керамический диск с невысоким бортиком и круглым отверстием в се­редине.

 «Наличие полусожженных костяков, — пишет В. И. Сарианиди, раскопавший это помещение, видимо, указы­вает на специальное трупосожжение, а керамический диск в центре комнаты делает это предположение наиболее вероятным». Действительно, такого рода алтари, на которых производились жертвоприношения, из­вестны — для эпохи античности — во многих курганах на Кубани, Дона, в некрополях Греции, Юго-Западном Иране. «Таким образом, подобные алтари обычно связаны с погребальным обрядом, иногда трупосожжением... Вероятно, и здание святилища с холма Геоксюр-1 предназначалось отчасти и для обряда трупосожжения; на керамическом диске производи­лись жертвоприношения и разжигание жертвенного ог­ня».

Что же касается верований древних земледельцев Геоксюрского оазиса, то о них уже рассказывалось в одной из предыдущих глав, поэтому к сказанному доба­вим лишь некоторые детали. Так, на Ялангаче в осно­ваниях очагов вместе с целыми костяными изделиями — шилом и лощилом — были найдены фрагменты женских статуэток. И. Н. Хлопин считает, что, возможно, в дан­ном случае женское божество следует рассматривать как охранительницу домашнего очага. И на керамике, и на женских статуэтках часто встречаются солярные симво­лы, из чего можно заключить, что культ огня и солнца также был одним из важнейших у жителей Геоксюрско­го оазиса.

Но обитатели геоксюрских поселений не только при­носили жертвы богам и молили их о помощи против надвигающейся пустыни — они пытались с ней реально бороться. И хотя геоксюрцы потерпели (и не могли не потерпеть при таком уровне техники) поражение, этот эпи­зод в истории древних земледельцев Южного Туркме­нистана заслуживает особого внимания: как-никак речь идет о создании первой в этом регионе ирригацион­ной системы.

 



Раздел: История и археология Южной Туркмении


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Меч Жуайёз: Священный клинок ФранцииБроня для крылатой пехоты (ВДВ) »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Натюрморт с лимоном и яйцом
Художник над Витебском
Шесть лет Фёдора III

Античная артиллерия



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне