Опубликовано: Апрель 3, 2011

Ориентация скелетов - захоронения в Кара-депе

Раскопки показали, что карадепинцев хоронили в могилах, нередко выложенных сырцовым кирпичом; дно устилалось тростниковыми циновками. Вместе с умер­шими клали бусы, изредка ставили посуду, рядом иног­да встречаются кости животных. В одном детском по­гребении найдено несколько нитей бус, когда-то, по-видимому, охватывавших шею и плечи покойника; эти нити состояли из четырехсот двадцати мелких гипсо­вых, одной сердоликовой, двух лазуритовых и шести крупных гипсовых бусин, обтянутых тонкими серебря­ными листочками. На запястьях обеих рук было по ми­ниатюрному браслету; оба они состояли из сердолико­вых и лазуритовых бусин. В браслете на правой руке среди бусинок одна оказалась золотой.

Изучив погребения, археологи установили, что, во-первых, никакой закономерности в распределении по­гребений по территории поселения нет и, во-вторых, осо­бенностью, объединяющей погребения из слоя Кара I Б, как, впрочем, и погребения из других слоев на Кара-де­пе, является «поразительная устойчивость ориен­тации».

Обычно умершего клали на правый бок, с подогну­тыми ногами, с правой рукой, вытянутой вдоль тела, и левой, согнутой в локте, головой на юго-запад, иногда - на юг и юго-запад. В поздний период сущест­вования поселения появляются покойники, лежащие на левом боку и ориентированные уже иначе - на северо-восток и северо-запад.

Но меняются не только положение и ориентация скелетов, меняются и сами скелеты. Основное, коренное население Кара принадлежало к восточно-средиземноморской расе. «Появление в верхнем слое Кара-депе че­репов с более крупным лицевым скелетом, - пишут В. В. Гинзбург и Т. А. Трофимова, - позволяет предпо­лагать появление какого-то нового населения извне...». Эти, необычные для Кара, черепа из верхнего слоя, близки к черепам из Сиалка.

Сопоставление таких фактов, как появление зоо­морфных мотивов на керамике и мужских статуэток, из­менения в обряде захоронения, появление людей с крупным лицевым скелетом, позволяет сделать вывод, что в Южную Туркмению на рубеже IV-III тысячеле­тий до н. э. проникли переселенцы из центральных районов Ирана, быстро ассимилированные местным на­селением. Это подтверждается тем, что и в области форм, и в геометрической орнаментике керамика вре­мени Намазга III продолжает в основном местные тра­диции.

Почему же началось переселение из Ирана? «Возможно, причиной тому, - предполагают В. М. Массон и В. И. Сарианиди, - оказалась извечная вражда между дикими горцами Загросских гор и богатыми, но из­неженными и робкими земледельцами цветущих оазисов. Возможно, воинственные дикие горцы хлынули в земледельческие оазисы, грабя и уничтожая все на своем пути. Возможно, все происходило иначе. Во всяком случае, довольно большая группа южно-иран­ских племен бросила свои домашние очаги и веками на­сиженные места». Племена эти двинулись на север Ирана и вытеснили с поселений Тене-Сиалка и Тепе-Гиссара их коренных жителей. Обитатели Сиалка и Гиссара, перевалив через Копетдаг, спустились в оазисы подгор­ной полосы, где следы этой экспансии «прослеживаются совершенно четко».

Почему же опустело Кара-депе? Куда ушли карадепинцы? На первый вопрос ответа нет, относительно второго существует довольно реальное предположение. Известно, что Намазга, бывшая в течение длительного времени не столь уж большой по площади, в середине III тысячелетия до н. э. вдруг резко, как-то сразу, увеличивается в размерах и превращается в самое крупное поселение древних земледельцев Южного Туркмени­стана. Возможно, причиной этого было переселение на Намазгу жителей с заброшенного Кара.

Таково блестящее Кара-депе. А теперь, закончив рас­сказ об этом «поселении художников», мы отправимся на восток, к их соседям - геоксюрцам, создателям пер­вой ирригационной системы в Южном Туркменистане.



Раздел: История и археология Южной Туркмении



От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Фото:
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Сабля для храбрыхТакая простая булава »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
картина Влюблённые под лунным светом
Дама на трамвайной остановке
Античная артиллерия

Май — на грани весны и лета



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне