Опубликовано: Апрель 3, 2011

Великолепное Кара

Кара-депе, расположенное на левом берегу р. Дорунгяр, в 4 км к северу от железнодорожной станции Артык, - одно из наиболее крупных поселений древних земледельцев Южного Туркменистана. Площадь его - около 15 га, наибольшая высота над окружающей мест­ностью- 11,5 м. Раскопки на Кара-депе проводили Б. А. Куфтин, В. М. Массон, В. И. Сарианиди, И. Н. Хлопин. Особенно хорошо изучен последний пе­риод существования поселения: верхний слой Кара-депе был вскрыт на площади 4200 кв. м, нижние же слои поселения изучены весьма фрагментарно.

Говоря о том, что Кара-депе ошеломил археологов, мы имеем в виду не внешний вид поселения. Этот ог­ромный, оплывший холм, поросший редкими кустиками солянок, отнюдь не производит сильного впечатления и не радует глаз. Но находки... Таких памятников, как Кара, немного: в каком месте его ни копни, интересные сборы обеспечены.

Прежде всего, поражает общее количество керамики. Когда я, выпрыгнув из кузова экспедиционного грузо­вика, впервые подошел к раскопу, то буквально обо­млел: вдоль него тянулся отвал, целиком состоящий из осколков битой посуды. В. М. Массон и И. Н. Хлопин равнодушно пошли дальше, но я остановил их:

-   Слушайте, друзья, что же вы не забрали эти черепки?!

«Старожилы» засмеялись:

Ну, знаешь ли, дорогой, если брать все, что дает Кара, не хватит всех музеев мира...

Раскопанные здания на Кара-депе. Слой Кара-3. Энеолит

Раскопанные здания на Кара-депе. Слой Кара-3. Энеолит

 

И это не преувеличение. Раскопки дают такое обилие керамики, что для коллекций берут лишь целые сосуды, затем образцы типов посуды (из всех слоев), а также фрагменты с редко встречающейся росписью, остальную же массу обломков оставляют на месте.

Но Кара-депе богато не только керамикой: тут най­дены многочисленные погребения, давшие бесценный материал и для антропологов и для историков; статуэтки разных эпох и различных стилей, орудия, оружие, кости животных; вскрыта планировка целых кварталов.

Наше утверждение, что на Кара-депе «интересные сборы обеспечены», не более чем констатация факта. В самом деле, когда раскапывают какое-либо поселе­ние, всегда есть опасение, что раскопки будут неудач­ными («не повезет»). Когда же ведутся работы на Кара-депе, археологи твердо уверены в успехе - тут «ве­зет» всегда. В июле 1962 г. В. М. Массон писал мне» Туркмении: «Двадцать дней копали Джейтун, а с 28 ию­ня по 12 июля - Кара. Кара как всегда молодец. Найдена коллективная семейная гробница 2x2,2. В ней было 23 захоронения, 20 сосудов и статуэтка бо­гини со змеей!» В этой фразе - «Кара как всегда мо­лодец» - содержатся и оценка сокровищ поселения, и вера археологов в безотказность Кара-депе.

Возникло Кара в пору Намазга I и уже в то время занимало большую площадь. В следующий период, На­мазга II, на поселении появляются многокомнатные до­ма; на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. (Намаз­га Ш) Кара переживает высший расцвет. Характерно, однако, что ни в один период своего существования Ка­ра-депе не было застроено полностью; большие свободные участки оставались на окраинах поселения, где находи­лись могильники. В первой половине III тысячелетия до н. э. недавно еще процветавшее поселение, было за­брошено, т. е. существование Кара-депе целиком прихо­дится на эпоху энеолита.

Соотношение слоев Кара-депе с комплексами На­мазги выглядит так: со своими соседями - намазгинцами и геоксюрцами - карадепинцы поддерживали тесные контакты, об­менивались посудой, статуэтками и другими предметами, представлявшими интерес для той или другой сто­роны. Многочисленные погребения, найденные на Кара-Депе, убедительно свидетельствуют об отсутствии суще­ственной имущественной дифференциации.

Кара-депе представляло довольно сложный общественно-хозяйственный организм, который требовал ка­ких-то форм управления. Вполне вероятно, полагает О. М. Массон, что такое поселение составляло один род, управлявшийся советом старейшин. Известно по этно­графическим примерам, что подобные роды выбирали двух вождей - военного и мирного.

Рассказ о хозяйстве карадепинцев стоит, пожалуй, начать с описания керамики, которой столь богато по­селение. Посуду можно разделить на две основные группы - хозяйственную и столовую. Хозяйственная посуда - грубая, без всяких украшений. Это кухонные котлы, та­зы и сосуды для хранения продуктов. Столовая - изящна и довольно-таки разнообразна по форме. Наи­более часто встречаются глубокие чаши (видимо, основ­ной сосуд для еды и питья); немало также мисок, горш­ков, тарелок, кувшинов.

Посуда карадепинцев очень красива. Одни сосуды поражают зеркальным блеском - настолько тщательно вылощена их поверхность; другие - эффектными гофри­рованными стенками; третьи, выточенные из белого и розового мрамора, привлекают строгой красотой. Но особенно хороша расписная керамика.

Ромбы, треугольники, шахматные клетки, кресты, волнистые и прямые линии, а также различные сочета­ния этих элементов образуют изысканный орнамент. Есть сосуды, украшенные фигурами животных: идут (или плывут?) какие-то птицы; гордо расправили крылья то ли орлы, то ли грифы; хищно изогнулись леопарды. Встречаются изображения животных в соче­тании с солнечными (солярными) кругами. Но чаще всего попадается керамика с изображением козлов.

Иногда удается найти черепки со схематизированны­ми рисунками человека и уж совсем редко - фрагменты с изображением целых сцен. Так, на одном обломке мы видим схематичные фигурки двух людей, стоящих ли­цом друг к другу, а между ними - маленькую фигурку, удивительно напоминающую терракотовые статуэтки карадепинцев. Вполне возможно, что перед нами сцена поклонения богине плодородия.

Расположив керамику по слоям, можно проследить, как менялось со временем количественное соотношение между сосудами разной формы, как изменялся характер изображения животных, как один орнамент сменялся другим, одни сюжеты появлялись, а другие исчезали...

Разнообразная по форме и великолепная по отделке посуда рассказывает о вкусах карадепинцев, их любви к красивым вещам, высоком мастерстве и умении рабо­тать как с податливой глиной, так и с непослушным камнем.

Обжиг посуды (уже со времени Намазга II) произ­водился в печах; на одном из раскопов найдены обго­ревшие кирпичи и куча шлака: на этом месте находи­лась гончарная мастерская.

Что сеяли карадепинцы, с абсолютной уверенностью сказать нельзя, ибо остатков (или отпечатков) зерен на Кара пока не найдено. Но вряд ли их земледелие чем-либо существенным отличалось от соседнего Намазги. На последней сеяли ячмень и пшеницу, там обнаруже­ны зерна ржи; знали намазгинцы и нут и виноград. Все эти растения были известны, скорее всего, и карадепинцам.

На Кара-депе из домашнего скота преобладали ов­цы и козы, крупного рогатого скота было гораздо мень­ше. Однако карадепинцы очень ценили именно быков и коров, о чем говорят их многочисленные фигурки из необожженной глины, мрамора, а также изображения на керамике. Это и не удивительно, если учесть, что крупный рогатый скот не только давал молоко, мясо и кожу, но и был тягловой силой: на некоторых фигурках быков черной краской нарисована упряжь. А так как в руки археологов попали колеса от моделей повозок, то в использовании быков в качестве тягловой силы мож­но не сомневаться.

Жители Кара применяли орудия из меди, камня, кости и дерева. На производство игл, проколок, булавок, ножей, наконечников для копий шла медь; из мно­гих пород камня, известных карадепинцам, в дело чаще всего пускали песчаник и известняк. Из них изго­тавливали зернотерки, ступки, подпятники для дверей, кольца-утяжелители для палок-копалок. Овальные камешки (диаметром примерно 3 см) применяли в каче­стве снарядов для пращи.

На Кара-депе выделывалось огромное количество бус, преимущественно из гипса и в меньшей степени по­лудрагоценных камней (лазурита, сердолика, бирюзы). Золота и серебра было мало, бусы же из этих металлов хотелось, видимо, иметь многим карадепинским дамам, поэтому ювелиры с Кара придумали такой трюк: они брали гипсовые бусы и обтягивали их сверху золотой или серебряной фольгой. Мастера с Кара-депе слави­лись и статуэтками людей и животных из глины и мра­мора.

Хорошая изученность верхнего слоя дает нам воз­можность достаточно наглядно представить себе, как выглядело Кара-депе в последний период своего суще­ствования.
 
Мраморная статуэтка быка. Кара-депе. Энеолит
 
Мраморная статуэтка быка. Кара-депе. Энеолит
 
 

...В центре поселения была площадь, окруженная со всех сторон домами. Постройки группировались в от­дельные массивы; каждый из них состоял из несколь­ких больших жилых комнат, хозяйственных помещений и небольшого внутреннего дворика, в который выходили двери всех жилых помещений. Были и примыкающие к домам большие дворы; возможно, они служили загона­ми для скота. Окон в домах не было, поэтому улицы напоминали узкие ущелья среди сплошных рядов одно­образных глиняных стен, разрезаемых кое-где переул­ками, многие из которых кончались тупиками.

Поселение содержалось в чистоте: для мусора были отведены специальные места, своего рода общественные свалки, найти которые, кстати говоря, мечта всякого археолога - чего там только нет...

Свои дома карадепинцы возводили из сырцового кир­пича 46X23X8 см, 48X24X10 см и близких к этому размеров. Стены с обеих сторон покрывались обмазкой из глины, смешанной с саманом; иногда также прома­зывали и полы.

В жилых комнатах, в углублениях, сделанных в по­лу, устраивали очаги, предназначавшиеся для обогрева помещений; более крупные, кухонные очаги располага­лись во дворах. В одной из жилых комнат найден, довольно своеобразный, очаг для обогрева, сделанный из кухонного котла с выбитым дном, весь забитый золой.

Стенки кухонных очагов складывались из сырцовых кирпичей, поставленных на ребро; почти все они прока­лены от длительного воздействия огня. Около них находят кости животных и черепки от битой посуды, земля вокруг обычно покрыта слоем золы.

Не всегда, однако, все бывает ясным и понятным: случаются находки, ставящие ученых в тупик. Однажды, на краю поселения, на свалке, археологи обнаружили 15 целых или раздавленных, но полностью собирающихся сосудов, а также статуэтку мужчины с длинной бородой. Сосуды были поставлены в ряд... Зачем? Что это - инвентарь захоронения? Но, где же, тогда скелет? И почему все это находится на свалке? Ответов на эти вопросы, увы! до сих пор нет.

Таковы общие сведения о Кара. Но, наибольший ин­терес представляет не то, что сеяли и как делали посуду карадепинцы, - в этом они ничем, по существу, не отличались от своих соседей, а то, что изображалось на этой посуде. Ведь зооморфные сюжеты, столь излюб­ленные мастерами Кара в последний период его существования, ставят перед учеными немало вопросов.



Раздел: История и археология Южной Туркмении


От: Noskov,  








Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
« Нож для настоящего мужчины (наваха)История штыка »

Кубистическая композиция :: Суетин Николай
Культуры раннего и развитого неолита на территории СССР
Плохое предчувствие
Пароходы на Сене
Падение империи Наполеона III (Битва при Седане)

Богатыри: Защитники земли русской



Картины Малевича
Картины Шагала
Лучшие исторические фильмы

Топ 100 кино
Павел Филонов
Лучшие эротические триллеры
Топ 100 лучших комедий 21 века
 
 
 Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне