Опубликовано: Апрель 3, 2011
Великолепное Кара Кара-депе, расположенное на левом берегу р. Дорунгяр, в 4 км к северу от железнодорожной станции Артык, - одно из наиболее крупных поселений древних земледельцев Южного Туркменистана. Площадь его - около 15 га, наибольшая высота над окружающей местностью- 11,5 м. Раскопки на Кара-депе проводили Б. А. Куфтин, В. М. Массон, В. И. Сарианиди, И. Н. Хлопин. Особенно хорошо изучен последний период существования поселения: верхний слой Кара-депе был вскрыт на площади 4200 кв. м, нижние же слои поселения изучены весьма фрагментарно. Говоря о том, что Кара-депе ошеломил археологов, мы имеем в виду не внешний вид поселения. Этот огромный, оплывший холм, поросший редкими кустиками солянок, отнюдь не производит сильного впечатления и не радует глаз. Но находки... Таких памятников, как Кара, немного: в каком месте его ни копни, интересные сборы обеспечены. Прежде всего, поражает общее количество керамики. Когда я, выпрыгнув из кузова экспедиционного грузовика, впервые подошел к раскопу, то буквально обомлел: вдоль него тянулся отвал, целиком состоящий из осколков битой посуды. В. М. Массон и И. Н. Хлопин равнодушно пошли дальше, но я остановил их: - Слушайте, друзья, что же вы не забрали эти черепки?! «Старожилы» засмеялись: Ну, знаешь ли, дорогой, если брать все, что дает Кара, не хватит всех музеев мира... Раскопанные здания на Кара-депе. Слой Кара-3. Энеолит И это не преувеличение. Раскопки дают такое обилие керамики, что для коллекций берут лишь целые сосуды, затем образцы типов посуды (из всех слоев), а также фрагменты с редко встречающейся росписью, остальную же массу обломков оставляют на месте. Но Кара-депе богато не только керамикой: тут найдены многочисленные погребения, давшие бесценный материал и для антропологов и для историков; статуэтки разных эпох и различных стилей, орудия, оружие, кости животных; вскрыта планировка целых кварталов. Наше утверждение, что на Кара-депе «интересные сборы обеспечены», не более чем констатация факта. В самом деле, когда раскапывают какое-либо поселение, всегда есть опасение, что раскопки будут неудачными («не повезет»). Когда же ведутся работы на Кара-депе, археологи твердо уверены в успехе - тут «везет» всегда. В июле 1962 г. В. М. Массон писал мне» Туркмении: «Двадцать дней копали Джейтун, а с 28 июня по 12 июля - Кара. Кара как всегда молодец. Найдена коллективная семейная гробница 2x2,2. В ней было 23 захоронения, 20 сосудов и статуэтка богини со змеей!» В этой фразе - «Кара как всегда молодец» - содержатся и оценка сокровищ поселения, и вера археологов в безотказность Кара-депе. Возникло Кара в пору Намазга I и уже в то время занимало большую площадь. В следующий период, Намазга II, на поселении появляются многокомнатные дома; на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. (Намазга Ш) Кара переживает высший расцвет. Характерно, однако, что ни в один период своего существования Кара-депе не было застроено полностью; большие свободные участки оставались на окраинах поселения, где находились могильники. В первой половине III тысячелетия до н. э. недавно еще процветавшее поселение, было заброшено, т. е. существование Кара-депе целиком приходится на эпоху энеолита. Соотношение слоев Кара-депе с комплексами Намазги выглядит так: со своими соседями - намазгинцами и геоксюрцами - карадепинцы поддерживали тесные контакты, обменивались посудой, статуэтками и другими предметами, представлявшими интерес для той или другой стороны. Многочисленные погребения, найденные на Кара-Депе, убедительно свидетельствуют об отсутствии существенной имущественной дифференциации. Кара-депе представляло довольно сложный общественно-хозяйственный организм, который требовал каких-то форм управления. Вполне вероятно, полагает О. М. Массон, что такое поселение составляло один род, управлявшийся советом старейшин. Известно по этнографическим примерам, что подобные роды выбирали двух вождей - военного и мирного. Рассказ о хозяйстве карадепинцев стоит, пожалуй, начать с описания керамики, которой столь богато поселение. Посуду можно разделить на две основные группы - хозяйственную и столовую. Хозяйственная посуда - грубая, без всяких украшений. Это кухонные котлы, тазы и сосуды для хранения продуктов. Столовая - изящна и довольно-таки разнообразна по форме. Наиболее часто встречаются глубокие чаши (видимо, основной сосуд для еды и питья); немало также мисок, горшков, тарелок, кувшинов. Посуда карадепинцев очень красива. Одни сосуды поражают зеркальным блеском - настолько тщательно вылощена их поверхность; другие - эффектными гофрированными стенками; третьи, выточенные из белого и розового мрамора, привлекают строгой красотой. Но особенно хороша расписная керамика. Ромбы, треугольники, шахматные клетки, кресты, волнистые и прямые линии, а также различные сочетания этих элементов образуют изысканный орнамент. Есть сосуды, украшенные фигурами животных: идут (или плывут?) какие-то птицы; гордо расправили крылья то ли орлы, то ли грифы; хищно изогнулись леопарды. Встречаются изображения животных в сочетании с солнечными (солярными) кругами. Но чаще всего попадается керамика с изображением козлов. Иногда удается найти черепки со схематизированными рисунками человека и уж совсем редко - фрагменты с изображением целых сцен. Так, на одном обломке мы видим схематичные фигурки двух людей, стоящих лицом друг к другу, а между ними - маленькую фигурку, удивительно напоминающую терракотовые статуэтки карадепинцев. Вполне возможно, что перед нами сцена поклонения богине плодородия. Расположив керамику по слоям, можно проследить, как менялось со временем количественное соотношение между сосудами разной формы, как изменялся характер изображения животных, как один орнамент сменялся другим, одни сюжеты появлялись, а другие исчезали... Разнообразная по форме и великолепная по отделке посуда рассказывает о вкусах карадепинцев, их любви к красивым вещам, высоком мастерстве и умении работать как с податливой глиной, так и с непослушным камнем. Обжиг посуды (уже со времени Намазга II) производился в печах; на одном из раскопов найдены обгоревшие кирпичи и куча шлака: на этом месте находилась гончарная мастерская. Что сеяли карадепинцы, с абсолютной уверенностью сказать нельзя, ибо остатков (или отпечатков) зерен на Кара пока не найдено. Но вряд ли их земледелие чем-либо существенным отличалось от соседнего Намазги. На последней сеяли ячмень и пшеницу, там обнаружены зерна ржи; знали намазгинцы и нут и виноград. Все эти растения были известны, скорее всего, и карадепинцам. На Кара-депе из домашнего скота преобладали овцы и козы, крупного рогатого скота было гораздо меньше. Однако карадепинцы очень ценили именно быков и коров, о чем говорят их многочисленные фигурки из необожженной глины, мрамора, а также изображения на керамике. Это и не удивительно, если учесть, что крупный рогатый скот не только давал молоко, мясо и кожу, но и был тягловой силой: на некоторых фигурках быков черной краской нарисована упряжь. А так как в руки археологов попали колеса от моделей повозок, то в использовании быков в качестве тягловой силы можно не сомневаться. Жители Кара применяли орудия из меди, камня, кости и дерева. На производство игл, проколок, булавок, ножей, наконечников для копий шла медь; из многих пород камня, известных карадепинцам, в дело чаще всего пускали песчаник и известняк. Из них изготавливали зернотерки, ступки, подпятники для дверей, кольца-утяжелители для палок-копалок. Овальные камешки (диаметром примерно 3 см) применяли в качестве снарядов для пращи. На Кара-депе выделывалось огромное количество бус, преимущественно из гипса и в меньшей степени полудрагоценных камней (лазурита, сердолика, бирюзы). Золота и серебра было мало, бусы же из этих металлов хотелось, видимо, иметь многим карадепинским дамам, поэтому ювелиры с Кара придумали такой трюк: они брали гипсовые бусы и обтягивали их сверху золотой или серебряной фольгой. Мастера с Кара-депе славились и статуэтками людей и животных из глины и мрамора. Хорошая изученность верхнего слоя дает нам возможность достаточно наглядно представить себе, как выглядело Кара-депе в последний период своего существования. Мраморная статуэтка быка. Кара-депе. Энеолит ...В центре поселения была площадь, окруженная со всех сторон домами. Постройки группировались в отдельные массивы; каждый из них состоял из нескольких больших жилых комнат, хозяйственных помещений и небольшого внутреннего дворика, в который выходили двери всех жилых помещений. Были и примыкающие к домам большие дворы; возможно, они служили загонами для скота. Окон в домах не было, поэтому улицы напоминали узкие ущелья среди сплошных рядов однообразных глиняных стен, разрезаемых кое-где переулками, многие из которых кончались тупиками. Поселение содержалось в чистоте: для мусора были отведены специальные места, своего рода общественные свалки, найти которые, кстати говоря, мечта всякого археолога - чего там только нет... Свои дома карадепинцы возводили из сырцового кирпича 46X23X8 см, 48X24X10 см и близких к этому размеров. Стены с обеих сторон покрывались обмазкой из глины, смешанной с саманом; иногда также промазывали и полы. В жилых комнатах, в углублениях, сделанных в полу, устраивали очаги, предназначавшиеся для обогрева помещений; более крупные, кухонные очаги располагались во дворах. В одной из жилых комнат найден, довольно своеобразный, очаг для обогрева, сделанный из кухонного котла с выбитым дном, весь забитый золой. Стенки кухонных очагов складывались из сырцовых кирпичей, поставленных на ребро; почти все они прокалены от длительного воздействия огня. Около них находят кости животных и черепки от битой посуды, земля вокруг обычно покрыта слоем золы. Не всегда, однако, все бывает ясным и понятным: случаются находки, ставящие ученых в тупик. Однажды, на краю поселения, на свалке, археологи обнаружили 15 целых или раздавленных, но полностью собирающихся сосудов, а также статуэтку мужчины с длинной бородой. Сосуды были поставлены в ряд... Зачем? Что это - инвентарь захоронения? Но, где же, тогда скелет? И почему все это находится на свалке? Ответов на эти вопросы, увы! до сих пор нет. Таковы общие сведения о Кара. Но, наибольший интерес представляет не то, что сеяли и как делали посуду карадепинцы, - в этом они ничем, по существу, не отличались от своих соседей, а то, что изображалось на этой посуде. Ведь зооморфные сюжеты, столь излюбленные мастерами Кара в последний период его существования, ставят перед учеными немало вопросов.
Раздел: История и археология Южной Туркмении
От: Noskov,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|